В начале 1990-х годов, когда большинство промышленных предприятий сдалось под натиском рынка, стало понятно, что та же участь ждет их непосредственные «кузницы кадров» – профессионально-технические училища. Многим светила перспектива бесследно исчезнуть с лица земли, однако последствием этого шага могло стать полное разрушение системы начального профессионального образования. Чтобы не допустить непоправимого, в Петербурге пошли по пути объединения ПТУ. Принципом руководствовались следующим: слабое звено – к сильному. Таким образом, на сегодняшний день в городе существует порядка десяти учебно-производственных комплексов, объединивших несколько ПТУ.
Одним из крупнейших УПК является Российский колледж традиционной культуры (РКТК). Общая цифра его площадей – 53 тысячи квадратных метров. Колледж включает в себя три учебно-производственные площадки: на Дальневосточном проспекте, на улице Ворошилова и на Пушкинской улице в городе Пушкине. Производственное обучение и практика проходят в учебной гостинице, учебном кафе и учебных парикмахерских.
Цифры, что и говорить, впечатляющие. Особенно по сравнению с тем, что когда-то в ПТУ № 90 (нынешний РКТК), готовящем рабочих для базовых предприятий «Баррикада» и «Ленстройматериалы», было всего-то около трехсот учащихся. Нынче их – полторы тысячи. И все-таки помимо увеличения количества площадей и студентов, какие еще преимущества у подобного объединения? На эту тему мы побеседовали с директором РКТК, кандидатом педагогических наук, заслуженным деятелем культуры РФ Владимиром Гатальским. Вот что он выделил в первую очередь: объединение учебных заведений НПО было обусловлено экономией средств, и, собственно, сегодня оно себя вполне оправдывает. Потому что средства действительно экономятся. Прежде всего учредительские, то есть городского комитета по образованию. Простой пример: сейчас в РКТК на площадке в Пушкине идет ремонт столярных мастерских. Этот ремонт осуществляет бригада специалистов, но не сторонних, «фирменных», а собственных. РКТК сформировал ее с тем условием, что бригада специалистов работает на весь комплекс. Для одного училища иметь такую мобильную группу квалифицированных рабочих накладно, а приглашать со стороны – значит тратить учредительские деньги впустую: нет гарантии, что сделают ремонт качественно и в срок. Своя же бригада, состоящая из штатных рабочих по обслуживанию здания, и простоя не допустит, и по-хозяйски починку сделает.
Та же ситуация с киномехаником: он – один на весь комплекс. Сегодня показывает учебный фильм на одной площадке, завтра – на другой, послезавтра – на третьей.
У РКТК есть и свой маленький автопарк, свои механики и слесари, которых, будь училище «одиночкой», и в помине бы не было, поскольку такая роскошь, как ремонт машины, одному училищу не по плечу.
Если формулировать все одной фразой, то объединение, по словам Владимира Гатальского, это увеличение базы, несущее расширение возможностей. А расширенные возможности – это большая вероятность собственного заработка, который можно вкладывать в развитие учебного процесса, в создание хороших материальных ресурсов. Допустим, чем невыгодно получать заказ на пошив карнавальных костюмов и распределять его между площадками? Содержать пусть учебную, но гостиницу, где ребята учатся премудростям гостиничного хозяйства и в то же время имеют возможность поработать? Вырученные средства идут не только на усовершенствование материально-технического оснащения, но и на расширение функций социальной защиты ребят. Например, в состав комплекса входит первый и пока единственный в стране санаторий-профилакторий для учащихся.
По мнению Владимира Гатальского, еще один выигрышный момент в объединении заключается в том, что замкнутость учебного заведения на себе исчезает. Оно словно выходит из рамок «местечковости». Проводится большое количество открытых уроков, преподаватели стараются делиться опытом, ездят на другие площадки себя показать и у коллег поучиться. Для ребят, кстати, такие экскурсии по площадкам представляют не меньшее удовольствие. Они устраивают совместные праздники, конкурсы, соревнования. Что примечательно, если в вопросах технического обслуживания комплекса экономия средств ставится во главу угла, то в отношении учебной деятельности об этом не может быть и речи. Специалисты всех необходимых дисциплин в РКТК присутствуют. Мало того, в этом учебном году ожидается пополнение: открывается отделение дополнительного образования.
– Владимир Дмитриевич, в связи с тем, что вы объединили под своей крышей три ПТУ и стали одним, но большим колледжем, не урезали ли вам финансирование?
– Нет, зарплату нам выдают по количеству штатных единиц.
– Как вы думаете, возможна ли такая ситуация: комплекс в принципе на косметический ремонт, на содержание и поддержание материальной базы зарабатывает сам, значит, бюджетных средств можно почти не выделять?
Образование никогда себя не окупит. Так же, как и культура.
На вопрос, целесообразно ли повальное объединение ПТУ, Владимир Гатальский ответил так:
– Все зависит от обстоятельств. У нас это получилось быстро и безболезненно, а у кого-то нет острой необходимости быть под чьим-то крылом. Если у учебного заведения стабильное положение, хорошая материально-техническая база, зачем ему быть ведомым?
Санкт-Петербург
Комментарии