Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.
Василий Сухомлинский
Со словами великого педагога нельзя не согласиться. Ребенок приходит в школу в возрасте, когда многие качества его личности в той или иной степени сформированы.
Конечно, школа ждет мотивированных, способных и желающих учиться учеников. Хочется, чтобы у ребенка были развиты коммуникативные навыки, эмоционально-волевая сфера, любознательность, способность самостоятельно находить решение в различных ситуациях, отмечалась физическая готовность (хорошее здоровье, развитая крупная и мелкая моторика), были сформированы отношение к себе, миру и окружающим людям, умение подчинить свое поведение определенным правилам, действовать по инструкции.
Всего этого требует от будущего первоклассника федеральный государственный образовательный стандарт, о таких учениках мечтает каждый учитель. Сегодня, когда дети имеют возможность переходить со ступени на ступень в пределах одной образовательной организации, это не несбыточные мечты, а вполне реальная и достижимая цель. Ключевое условие на пути к ней – преемственность в развитии ребенка при переходе от дошкольного к уровню начального общего образования.
Преемственность для нас – это основа непрерывного успешного образования. Именно она помогает сделать переход ребенка с дошкольной на начальную ступень плавным, бесстрессовым, естественным. Для того чтобы новый этап развития принес положительные эмоции и впечатления, необходимо своевременно, заранее, помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
В этой большой работе важен вклад каждого: воспитателей и педагогов начальных классов, старшеклассников и самих малышей, ради которых созданы и успешно реализуются многоуровневые проекты.
Вот уже третий год учителя школы и педагоги дошкольных групп работают в тесном контакте по совместно разработанной программе преемственности «Мы вместе». Программа обсуждалась и была принята на педагогической конференции.
В обсуждении принимали участие педагоги, родители и учащиеся старших классов. В процессе ее реализации стало традицией проведение совместных занятий воспитателей подготовительных групп и учителей, которым скоро предстоит учить первоклассников. Учителя 4‑х классов приходят в группы, где занимаются с детьми в привычной для них обстановке.
Дети с удовольствием ждут появления учителя, который хотя и занимается с ними в игровой форме, но является представителем другого мира – школы, в которую они скоро пойдут. Учитель в свою очередь составляет представление о том, как дети слышат и выполняют инструкцию, решают проблемные задания, излагают свои мысли.
Воспитатели имеют возможность мобильно скорректировать образовательную деятельность. Темы образовательной деятельности с участием учителей разнообразны: «Звуки и буквы», «Веселая математика», «Рассказываем по мнемотаблице», «Магниты в нашей жизни» и многие другие.
Педагоги и воспитатели проводят совместные методические объединения, конференции и семинары («Современные подходы к организации речевого развития дошкольников», «Фестиваль педагогических игр», «Совместная проектно-исследовательская деятельность дошкольного и начального общего образования», «Организация условий для социальной адаптации старшего дошкольника к школе», «Успех каждого ребенка – залог высоких результатов школы»).
Такое тесное сотрудничество позволяет им разрабатывать и реализовывать совместные единые рабочие программы «Речевое развитие» («Обучение грамоте» и «Русский язык») и «Познавательное развитие» («Формирование элементарных математических представлений»).
Конечно, преемственность нельзя свести только к совместной методической работе. Сколько бы ни старались взрослые, для малыша всегда примером для подражания будет старший по возрасту ребенок. Не случайно 1 сентября первоклассников вводят за руку в школу именно дети, те, кому скоро покидать родные школьные стены.
Эта традиция появилась как выражение идеи преемственности между школьниками разных поколений.
В нашей образовательной организации ребенок знакомится со старшеклассниками, еще будучи дошкольником, благодаря специально разработанным проектам.
Так, например, в нашей школе функционирует школа клоунов: старшеклассники – вожатые отряда «Дети+» в образе клоунов приходят в гости к дошкольникам, чтобы вместе не только сыграть в музыкальные, подвижные игры, отгадать загадки, спеть и станцевать, но и порассуждать о явлениях природы и о поступках людей, обсудить правила личной гигиены и правила поведения в школе.
Также уже много лет существует проект «Почта Печкина». Цель проекта – профилактика негативных проявлений, дезадаптации и формирование здорового поколения. Герои из Простоквашина в ходе занятий знакомят дошкольников с правилами безопасного поведения в общественных местах, на воде, в городе, на дороге, ведут беседы о спорте, витаминах, здоровом образе жизни.
Через игровую деятельность мы развиваем у дошкольников коммуникативные навыки, принятие норм и правил, формируем навыки безопасного поведения, а также ведения здорового образа жизни. Встречи с героями проекта «Почта Печкина» продолжаются и в начальной школе, что также обеспечивает связь между дошкольным и младшим школьным возрастом.
Еще одной формой взаимодействия является волонтерство, в рамках которого старшеклассники шефствуют над детьми дошкольной группы «Особый ребенок». Волонтеры играют с ними, организуют тематические досуги, показывают спектакли. Дети с ограниченными возможностями здоровья рады таким гостям, а учащиеся приобретают уверенность в себе, становятся чуткими и внимательными к проблемам других, у них формируется активная гражданская позиция.
В 2018 году появилась идея создать школу Дедов Морозов. Учащиеся старших классов прошли отборочный тур, где продемонстрировали свои речевые навыки и творческие умения. Лучшие из них были зачислены в школу Дедов Морозов, после окончания которой необычные Деды Морозы пришли к детям на новогодние утренники. Дебют прошел с успехом! Ребята прекрасно справились со своей ролью, а дошкольники радовались встрече со сказкой и, конечно, подаркам.
Выпускники школы Дедов Морозов подарили дошколятам праздничное настроение и приобрели полезный навык, который может пригодиться им в выборе будущей профессии.
Значимыми для детей моментами в их жизни стали экскурсии в школу – в музеи, в библиотеку, в актовый зал – для показа своего творчества, на литературные и познавательные выставки, в планетарий, в классы. И, конечно, экскурсоводами по школе работают тоже дети! Ни одна викторина, выставка и экскурсия в школе не обходится без их участия.
С каким вниманием и уважением слушают дошкольники детей старше себя по возрасту!
Это позволяет ребятам ознакомиться со школьной атмосферой, школьным звонком и правилами поведения в школе еще на этапе дошкольного детства. Когда же малыш становится первоклассником, он уже не чувствует себя одиноким и чужим в школе, ведь у него есть старшие друзья.
На протяжении нескольких лет с успехом проходит в дошкольном отделении неделя науки, приуроченная к дню рождения Михаила Васильевича Ломоносова и являющаяся замечательной традицией нашей школы. Не менее ярко и интересно проводится фестиваль музыкальных сказок, позволяющий взрослым и детям выступать на большой сцене в школьном актовом зале перед широкой публикой.
На тематической неделе «Все о космосе» мы отправляемся в школьный планетарий, а на неделе «Книга – наш общий друг» – в школьную библиотеку. Тематические недели позволяют как дошкольникам, так и школьникам чаще встречаться, общаться и заниматься совместной познавательно-исследовательской и творческой деятельностью. В 2019 году дошкольники вместе с родителями и воспитателями приняли участие в создании школьного музея «Наши сказки», где сейчас можно увидеть экспонаты, созданные их руками.
Активными участниками образовательного процесса являются наши родители. Взаимодействие с ними по вопросам преемственности проходит в рамках родительского клуба «Мой ребенок – выпускник», на заседаниях которого рассматриваются очень значимые вопросы: «Путь к школе: от дошкольника до первоклассника», «Организация специальных условий образования для детей с ОВЗ», «Эффективная начальная школа: проблемы и перспективы», «Современные образовательные технологии в начальной школе».
Нам важно, чтобы каждый ребенок умел получать и применять знания, был готов к творческой и личностной самореализации.
Такая целенаправленная совместная работа всех звеньев цепочки преемственности, конечно же, приносит положительные результаты.
Впечатления наших детей от первых сентябрьских дней в школе полны оптимизма. Вот как говорят сами дети:
– В первом классе мне очень нравится, тренирую усидчивость.
– Много ребят из детского сада учатся со мной в одном классе – это очень хорошо, я быстрее привыкла к школе.
– Любимые предметы – физкультура и рисование. Трудностей пока не возникает. Надеюсь, и дальше все будет хорошо.
– Я самый счастливый, с радостью иду в школу. Мне нравится, что у меня теперь есть своя собственная карточка, я могу себе купить сладости в столовой, как взрослый.
Светлана КРЕМЕР, старший методист школы №1411; Анастасия ВАРЛАМОВА, педагог-психолог школы №1411
Комментарии