Платон утверждал, что существует мир идей и мир вещей. Максимально упрощая – видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно в том виде, как нами воспринимается. Преломление восприятия и, как следствие, иллюзии вместо объективной картины.
Но вернемся в наши дни и попытаемся взвесить слово «идея» в повседневности. Ну ладно, пусть не бытовой, но, к примеру, общественно-политической. Какие идеи нас окружают и чувствуете ли вы, извиняюсь за выражение, их борьбу? За ваше внимание, душу, образ мыслей?
Мелочь в каждой отдельной отрасли при всей их возможной важности в этом контексте не в счет, а вот с глобальными креативными идеями сегодня сложно. Касается это, увы, в том числе и сферы образования. Выступлю с неосторожным заявлением, что вместо поиска идей мы полностью переключились на цифры. И речь здесь, конечно, не о пошлом для джентльменов разговоре о деньгах, хотя одни цифры непосредственно связаны с другими.
Вы не заметили, наконец догоняю я свою мысль, как слепо мы стали следовать за количеством посетителей, просмотров, лайков, комментариев? И дай-то бог, чтобы они были следствием содержательного ядра проекта, его яркой реализации или еще чего-то подобного, но нередко цифры эти бегут впереди паровоза. Все чаще можно уверенно утверждать, что именно количество условных лайков определяет, пусть и мифическую, важность того или иного начинания, а не наоборот. И все бы ничего, чем бы, как говорится, дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, но эти показатели выходят на передний край оценки эффективности проектов, затмевая своими тысячами и миллионами все остальное.
Дальше – спросите любого опытного пиарщика – ловкость рук и никакого мошенничества: ожидаемые результаты, заложенные в количественные показатели того или иного начинания, легко выполняются и даже перевыполняются и без лишней скромности вписываются в отчеты. Но выполняются ли на самом деле? А кому это нужно выяснять? Написано в релизе уважаемых коллег, что поступило сто тысяч заявок, или ролики посмотрели безымянные миллионы, ну и слава богу, плохо, что ли? И даже если щелкнуть мышью здесь и там, то вроде все гладко: верхушка айсберга, как правило, открыта любопытному глазу (не пытайтесь заглянуть под воду!), ну и на первый взгляд все неплохо. Дальше же начинаются нестыковки: как, ну объясните мне, как при миллионах просмотров ролика под ним может быть всего несколько десятков комментариев? А если и с количеством комментариев порядок, то почему вдруг этой непростой темой, изложенной на русском языке, заинтересовались поголовно граждане Египта и близлежащих к нему солнечных государств? Или вот лайки. Как же так получается, что те, кто их ставит, даже не подписаны на группу, содержание которой их настолько трогает?
Все это лишние вопросы в круговороте (чтобы не сказать – круговой поруке) позитивного мышления. Большим начальникам нравится запускать востребованные, ну пусть с оговорками, но востребованные же, проекты, а придираться к деталям – быть, как говорят в молодежной среде, «душнилой». К чему усложнять? Да и не забывайте, что разрыв поколений – проблема не только отцов и детей, но и заказчиков с исполнителями. При этом в некоторых вопросах, в том числе имеющих государственное значение, оказалось, что неправильные данные и построенная на них аналитика могут приводить к тяжелым последствиям. Все-таки жизнь показывает, что порой лучше назвать провал провалом, а не демонстрацией отрицательного роста.
Не так давно на русском вышла ставшая бестселлером книга голливудского актера, обладателя премии «Оскар» Мэттью МакКонахи «Зеленый свет». Среди прочих наблюдений, заметок и автобиографических зарисовок, вошедших в нее, есть и одна нехитрая мысль, отсылающая нас, как это ни удивительно, к Платону: «Знать правду, видеть правду и говорить правду… Все – разные вещи».
Так давайте же помолчим.
Арслан ХАСАВОВ, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ
Комментарии