Исторически сложилось, что Новосибирск – научный центр Сибири. К чему это обязывает систему образования, рассказывает заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей ФЕДОРЧУК.
– Сергей Владимирович, чем отличается система образования в Новосибирской области от других?- Система образования Новосибирской области – сложный механизм. У нас более 18 тысяч педагогических работников, а с начала 2016-2017 учебного года их ряды пополнили еще 257 молодых специалистов.Одна из ее главных особенностей в том, что 60 процентов из 1001 школы находятся в сельской местности, причем порядка 400 – малокомплектные. Мы считаем, что они должны оставаться в населенных пунктах, поскольку школа часто является тем самым социокультурным центром, который позволяет селу жить.Содержать малокомплектные школы – удовольствие недешевое, но мы идем по этому пути. Все они финансируются по класс-комплектам независимо от того, сколько детей в классе, и это позволяет решать им те задачи, которые ставит перед ними время. Понятно, что если деревня маленькая, то и педагогов взять неоткуда. Но начальные школы мы оставляем, а для того чтобы заниматься вопросами качества образования, особенно старшего звена, присоединяем их к крупным образовательным организациям, где есть сильный педагогический коллектив, материально-техническая база. Организуем подвоз, и сельские ребята получают полноценное образование. Есть немало примеров, когда они поступают в лучшие вузы страны.Как и вся страна, с 2011 года мы занимались созданием мест в детских садах и в итоге обеспечили местами детей от 3 до 7 лет. Очень много строили, возвращали в систему здания, реконструировали. Но кроме устройства в детсады всегда помнили, что есть задача обеспечения качества образования в них. Мы перестроили всю работу профессионального педагогического образования, я имею в виду педколледжи, на то, чтобы выпускники шли в детские сады, ехали в село.Мы работаем в тесной связи с Новосибирским государственным педагогическим университетом по формированию кадрового потенциала. Кроме того, создали областную методическую службу, у которой один из приоритетов – работа с молодыми специалистами, сопровождение процесса перехода на новые ФГОС, включая детские сады.- Как вам удается привлечь молодежь в село?- У нас неплохая система мер поддержки молодых кадров. В сельской местности педагогам оплачиваются коммунальные услуги за счет местных бюджетов, выпускники получают подъемные на уровне прожиточного минимума – 9300 рублей.Зарплата учителей в регионе чуть выше средней по экономике, в дошкольном образовании – на уровне. Понятно, что суммы небольшие, но человек имеет определенную социальную защищенность, которая позволяет профессионально развиваться, не чувствуя себя ущемленным. Территориальное ведомственное жилье строится, хотя не так много и не во всех районах, но поддержка педагогов в этом направлении ведется.- Тем не менее средний возраст педагогов – 46 лет…- Медленно, но система омолаживается. Наши кадры – это еще одна особенность системы образования области. В 90-е годы в нее пришло много людей из разных отраслей экономики, они работают до сих пор, и мы их ценим. Наши педагоги связаны с современным производством, наукой, с вузами.- В дополнительное образование молодые тоже идут? – У нас 122 организации дополнительного образования, в каждом районе есть Дом творчества. Мы считаем, что главная проблема сегодня – техническое творчество, оно развито на низком уровне. Художественно-эстетическое направление успешно, а вот кружков технического творчества 7-9 процентов от общего числа.Молодые идут в допобразование не в той мере, как хотелось бы, оно финансируется из местных бюджетов. Но наша особенность – интеграция, кружки технического творчества стараемся открывать больше в школах, и вот сюда выпускники идут. Такая наметилась тенденция, что молодые люди возвращаются в село, организуют в школе кружок, если там создали условия – закупили оборудование. Развивается робототехническое направление, а вместе с ним и спортивное.- Сергей Владимирович, вы считаете зарплату педагога достаточной?- Учительская профессия никогда не была высокооплачиваемой, и мы не можем ее сделать таковой. У Новосибирской области нет больших запасов природных ископаемых, мы не добывающий регион, экономика сильно зависит от экономической ситуации в стране. Но 52% всех бюджетных расходов, например, Новосибирска идут на образование, мы город науки. Мы понимаем, что оплата труда должна быть достойной. И кроме оплаты педагог должен понимать, что его профессия нужна обществу.Мы не только используем новые формы работы вроде целевого приема, но и активно работаем со студентами старших курсов, с Ассоциацией молодых педагогов, члены которой своим примером показывают, что работать в школе престижно. Чего стоит победа во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» нашего молодого учителя физики Леонида Дедюхи из гимназии №11 «Гармония»!Отношение к профессии постепенно меняем. В области проходят конкурсы профессионального педагогического мастерства, главный из которых, конечно, «Учитель года». Свои конкурсы есть, как и награды, например, «Лучший учитель Новосибирской области».Важный момент – мы выстраиваем целую систему взаимоотношений с обществом по всем направлениям. При министерстве создан Общественный совет, как и по всей стране. Но наш выбирали открытым голосованием в Интернете, 40 тысяч человек проголосовали, это много, учитывая, что вся область – около двух миллионов. Есть областные советы руководителей образовательных организаций, организаций дополнительного образования, вузов. Создано областное родительское собрание, а в этом году – областной родительский комитет, задача которого – вовлечение родителей в работу образования. Здесь нам помогает и межведомственное сотрудничество, есть совместный план, например, с Министерством социального развития работаем над пропагандой семейных ценностей.По всей стране развивается Российское движение школьников, но, справедливости ради, надо сказать, что его предпосылки у нас были и до того: например, Союз пионеров, движение «Надо». Школьное самоуправление тоже давно существует. Если брать Юнармию, которая сейчас активно продвигается, то наши военно-патриотические объединения включают по 7-8 тысяч членов, активно работая при кадетских корпусах, под эгидой Управления по делам молодежи. В Бердске, например, выстроена система военно-патриотических клубов, включающая все направления, которые только можно представить. Существует множество общественных организаций, объединяющих многие направления воспитательной работы, проводится Международный военно-исторический фестиваль реконструкторов «Сибирский огонь», Пост №1 – отдельное учреждение, которое охватывает до полутора тысяч детей, и пост у Вечного огня – своеобразная мера поощрения детей. Так что активная работа велась всегда.- Долгое время считалось, что школа не должна заниматься воспитанием, а вы, выходит, так не думали?- Школа – явление консервативное. С одной стороны, это плохо – трудно вводить новое. С другой стороны, она сохраняет ценности прошлых поколений (и это большой плюс для общества), позволяя ему развиваться, не забывая традиций.Несмотря на то что в 90-х годах много говорили об отказе от воспитания, у нас оно из школы не уходило, разве что трансформируясь в более современные формы. У нас сохранились музеи почти в каждой школе – и Великой Отечественной, и афганской войн, и пионерии, и при Институте повышения квалификации музей образования. Все паспортизированы.Еще одна особенность – у нас многие фестивали, конкурсы, а также различные движения организуют известные люди. Например, знаменитый спортсмен, Герой РФ Александр Карелин развивает все, что связано с борьбой, олимпийский чемпион Евгений Подгорный проводит турнир по гимнастике. Пятнадцатый год проходит турнир учителя Якова Розенфельда. Известные люди сами проявляют инициативу, и мы ее всемерно поддерживаем.- Сергей Владимирович, какие интересные образовательные проекты реализуются сейчас в Новосибирской области?- Один из таких проектов – «Развитие сети специализированных классов» – реализуется в регионе с 2010-2011 учебного года. В ФМШ СУНЦ, физматшколе специализированного научного центра, а также в лучших школах Новосибирска накоплен бесценный опыт, который мы хотим сохранить и приумножить.Для работы в проекте привлечены преподаватели вузов и научные сотрудники. Сейчас этот «школьный» проект уже включен в областную программу реиндустриализации региона, поскольку помогает готовить инновационные кадры – почти 90 процентов выпускников спецклассов продолжают обучение по выбранному естественно-математическому профилю, приходят работать в промышленность. Система специализированных классов прежде включала в себя 228 спецклассов, теперь к ней добавилось еще 50.Мы сейчас ориентируемся на инженерные классы, поскольку наша задача – сделать доступным инженерное образование, ведь именно в таких специалистах нуждается область. В работу вовлекаются все новые и новые школы, которые тоже становятся методическими центрами. Новосибирск
Комментарии