Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Временный оазис. Кто защитит детей от жестокости и равнодушия?

Учительская газета, №9 от 3 марта 2009. Читать номер
Автор:

Я гуляю с детьми дважды в день. Каждая прогулка – это не меньше двух часов времени, проведенных на воздухе. Уже полтора года. Наши пешие походы напоминают мне путешествия от оазиса к оазису по пустыне. Не по пустыне, а по дорогам, заваленным мусором, фекалиями, залитыми по весне и осени лужами или обласканным гололедом. Ко всему этому привыкнуть можно. Потому что дело это поправимое – мусор иногда убирают, дороги кое-где уже отремонтировали, гололед посыпают иногда песком. Но оазис для нас – это ведь не только место, где можно детям поиграть. Это еще и место, где малыши не столкнутся с жестокостью. И, как показала моя практика прогулок, таких мест немного.

А сама начала отчитывать ребят, говоря, что так нельзя, это не методы. Они смеялись мне в лицо, а расходясь, крикнули: «»

Самое печальное, к ним не относятся пришкольная территория и площадки детских садов, особенно когда на них гуляют школьники или ребятишки с воспитателями. Таких многолюдных столкновений мы пытаемся избежать с некоторых пор. Началось это вот как. Часов в одиннадцать у школы, которая неизменно появляется на нашем пути, гуляют дети из начальных классов. Большая перемена проходит у них по-новому – ребятки резвятся не в коридорах школы, а на свежем воздухе.

Мы и ваших детей этому научим!

Выглядит со стороны это так. Стайка учителей общается между собой, а дети в это время кричат, мутузят друг друга, кидаются снежками или палками, непрерывно бегают по огромной территории стадиона. Сын, увидев это, сказал коротко: «Давай уйдем!» Не раз и не два мы слышали, как дети ругались нецензурно, откровенно дрались, но никто их не остановил. И вот, возвращаясь с одной из прогулок, мы вновь попали в этот оживленный поток. Менее оживленный, так как дети после занятий расходились по домам, а не гуляли, как бывало обычно. Стайка школьников класса из третьего пинала ногами девочку. Она еще стояла на ногах, из глаз текли слезы. Шарф развязался, шапка сдвинулась на затылок.

– Что вы делаете? – крикнула я. – А ну разойдись!

Они опешили, я с двумя детьми вышла в середину этого круга. Тихо сказала девчонке:

– Уходи скорее!

А сама начала отчитывать ребят, говоря, что так нельзя, это не методы. Они смеялись мне в лицо, а расходясь, крикнули: «Мы и ваших детей этому научим!»

Я онемела. Но детскую строптивость и жестокость еще можно как-то обуздать. А вот равнодушие нет. Я заметила, когда драка только начиналась, учительница начальных классов просто отвернулась от происходящего. Не вижу – значит, ничего не происходит. И этот вопрос меня мучает до сих пор: как такой человек может работать в школе? Как вообще такое возможно? Да, она следила за детьми из группы продленного дня, но на ее глазах мальчишки и девчонки избивали ногами одноклассницу. Учительница отвернулась.

Она же собака

Мы гуляли у другой школы. Вновь начальной. Там есть три медведя, выточенные из стволов деревьев и красиво раскрашенные. Дети любят здороваться с ними, играть в догонялки между мишками и просто быть там. И вот однажды мы застали там лежащую собаку. Она не лаяла. Было видно, как псине плохо. Беспокоить ее не стали, отошли подальше. Между тем на площадку выбежали школьники. Минут через десять я увидела, как один из них посыпает измученное животное песком, а собака неморгающе так смотрит на него, но встать не может. Отогнать парня я смогла лишь со второй попытки и окриком. В ответ он сказал:

– Она же не лает, значит, ей нравится.

– Давай я на тебя песок сыпать буду. Тебе понравится?

– Нет, но она же собака.

С той площадки мы ушли после того, как ребят позвала в школу учительница. Собака потом умерла. Об этом свидетельствовал тяжелый запах, доносящийся из-за деревьев. В следующий раз мы пришли к медведям уже зимой…

Игра в догонялки

И вновь территория школы. Ребята играют в догонялки. Класс седьмой. С азартом бегают. Доносится:

– Ты вОда!

– Подождите, там котята мертвые. Их утопил кто-то!

– Ты вОда, догоняй!

– Да подожди, ты понимаешь, тут котята!

В общем, закончилось все тем, что ребята оставили этого парня над котятами, обозвав девчонкой, а он стоял и чуть не плакал. Мне пришлось уводить детей, еще маленьких для такого зрелища. Но я никак не могла понять, кто способен на такой цинизм…

Путешествие продолжается

В детском саду по соседству установили горку. Хорошую, безопасную, двое качелей и одну круглую вертушку. Эта площадка стала излюбленным нашим местом, особенно летом. Здесь уживались дети от года до семи, места хватало даже подросткам, которые сидели на колесах и говорили о чем-то своем, посмеиваясь и покуривая, к неудовольствию взрослых.

В тот день все шло как обычно. Пришли, правда, мальчик и его отец с бойцовой собакой на поводке. Малыш качался на качелях, его отец играл с псом – натравливал на палку. Собака рычала. Я не выдержала, мы с детьми вновь ушли в поисках более безопасного места.

Эти перебежки и поиски порядком мне поднадоели. Но очень уж хочется, чтобы дети росли здоровыми физически и психически. А пока мы гуляем от оазиса к оазису, пусть даже и временному…

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, Карелия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту