search
main
0

Времена года дополнительного образования

Одно из прорывных направлений работы Московского института развития образования – разработка новых подходов и нормативно-методического обеспечения дополнительного образования детей. Специалисты лаборатории дополнительного образования и социокультурной интеграции в тесном взаимодействии с представителями учреждений дополнительного образования детей за сравнительно короткий период 2013 года сделали очень много. Об этапах и событиях этого направления рассказывает заведующая лабораторией дополнительного образования и социокультурной интеграции Ольга НОВОХАТЬКО.

Весной  2013 года  начала работу группа руководителей и специалистов учреждений дополнительного образования Москвы, созданная по итогам научно-практической конференции «Дополнительное образование: реформы, проблемы, пути решения и механизмы развития» (31 марта – 1 апреля 2013 г.). В итоге  под руководством специалистов лаборатории дополнительного образования  были разработаны два проекта-предложения, на основе которых можно сформулировать новые требования к программам дополнительного образования детей. Один из них содержит отбор основных критериев отнесения программ по уровням освоения, учитывающий  факторы учебной нагрузки, целевые группы, оснащение, требования к кадрам, а также результаты реализации программ, по общему мнению, предложенный подход понятен, однозначен и легко применим. Второй –  это разработка классификатора программ, основные задачи  которого –  создание условий для формирования единого информационного пространства услуг дополнительного образования детей; систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование для управления развитием программного поля дополнительного образования детей в Москве. Несколько месяцев шли ожесточенные споры между участниками группы,  порой они заходили в тупик, но  коллективный разум всегда находил решение, появлялись  новые предложения и поправки. Чтобы проверить разработанные документы, была проведена добровольная апробация предложенных идей на практике  более чем в 100 учреждениях дополнительного образования. В процессе адаптации программ дополнительного образования в соответствии с классификатором, в том числе и на уровне освоения, в каждом учреждении дополнительного образования детей возникали как общие, так и частные вопросы, сотрудники лаборатории МИРО  и участники рабочей группы отвечали на множество вопросов.  Период совместного поиска показал, что профессиональное сообщество педагогов дополнительного образования готово к изменениям и развитию. В поиске путей развития учреждениям дополнительного образования детей оказались очень важны  встречи со специалистами среднего профессионального образования на базе политехнического колледжа №39, педагогического колледжа №6, технологического колледжа №34 для  погружающего знакомства с возможностями и проблемами системы образования, для поиска точек соприкосновения в возможном будущем сетевом взаимодействии, направленном на расширение палитры дополнительного образования и одновременно ранней профориентации. По итогам совещания руководителей учреждений дополнительного образования в августе 2013 года  при лаборатории дополнительного образования и социокультурной интеграции МИРО были созданы рабочие группы, каждая из  них взяла на себя решение определенного пласта острых проблем. Направление «Типовые программы дополнительного образования детей и их кодирование» возглавляет  профессор Наталья Михайлова; «Региональные квалификационные требования к педагогу дополнительного образования и повышение квалификации» – доцент Софья Маркуцкая;  «Нормативно-правовое и финансовое регулирование реализации программ дополнительного образования» – директор ЦРТД «Гермес» Алексей Лыков; «Единый план городских конкурсных мероприятий Департамента образования на 2013-2014 учебный год» – Елена Аккуратова; «Новые формы организации каникулярного времени в дополнительном образовании» – директор ЦВР «На Сумском» заслуженный учитель РФ Елена Абрамова; «Критерии эффективности выполнения госзадания в дополнительном образовании» – директор ДТДМ Игорь Курочкин. Полученные в процессе работы результаты будут использованы как точки роста системы дополнительного образования детей.На базе МИРО начал работу первый проектно-аналитический семинар для специалистов системы образования Москвы. Представители учреждений  дополнительного образования стали активными участниками этого процесса. В условиях семинара можно было сосредоточиться на проблемах развития своего учреждения и всей системы в целом, пообщаться с представителями науки, со своими коллегами, поучиться в том числе и друг у друга. В результате возникли семь групповых проектов, которые, по сути своей, могут стать прообразами различных форм модернизации дополнительного образования в Москве. Активно проектировали будущее дополнительного образования представители ЦДОД «Лаборатория путешествий», ДЮЦ «Виктория», ДЮЦ «Отрадное» совместно с руководством  школы №958, ЦТРиГО «Лидер», МГДДиЮТ. Лучшим проектом по результатам публичной защиты с участием заместителя руководителя Департамента образования  Маргаритой Русецкой и директора института МИРО  Марии Лазутовой был признан проект ДЮЦ «Виктория» «Кластерная модель организации образовательного процесса в ДЮЦ «Виктория» как фактор успешности развития технического творчества детей и молодежи (на примере ЮАО Москвы)». Все проекты были оценены как возможные реальные шаги на пути модернизации дополнительного образования столицы, часть проектов рассматривают сейчас как возможные инновационные площадки, часть – как базовые для отработки практических механизмов их реализации.В рамках конференции Единой независимой ассоциации педагогов Москвы 24 августа 2013 года (Педагогический форум на ВВЦ) была представлена секция педагогов дополнительного образования, которая в настоящее время объединяет специалистов дополнительного образования на межведомственной основе. Руководителем МАСДО (Межведомственной ассоциации специалистов дополнительного образования) была избрана директор ЦТРиГОД «Лидер» Наталья Божко. Вступление в ассоциацию дело добровольное. Требования к педагогу дополнительного образования меняются и растут, соответствовать этим требованиям сможет лишь тот, кто будет внутренне самостоятельно к ним готов, предъявлять требования в первую очередь к себе, будет готов заниматься саморазвитием и самоорганизацией. Профессиональное сообщество сегодня может и должно стать проводником изменений в системе дополнительного образования.За лучшие достижения в создании развивающей среды для обучающихся грант мэра Москвы  в этом году получили 17 учреждений дополнительного образования, в том числе 3 из них в номинации «Научно-техническое творчество в дополнительном образовании» (Центр развития творчества детей «Технорама на Юго-Востоке»,  Центр развития детей и юношества им. А.В.Косарева,  Московский детский эколого-биологический центр). В качестве экспертов наряду с представителями МИРО, системы высшего образования, различных общественных деятелей были привлечены руководители учреждений дополнительного образования А.Романов (директор ЦДЮТ «Киевский»), М.Салмина (директор  ЦДТ «Москворечье»), И.Курочкин (директор ЦТДМ),  А.Леонтович (заместитель  директора МГДДиЮТ). Материалы, поданные на грант мэра, разнообразны, идеи и инициативы удивляют, что еще раз подтверждает безграничный потенциал возможностей дополнительного образования.Очень серьезная работа  была проведена по согласованию межведомственных классификаторов услуг «Образование и культура», «Образование и физическая культура и спорт». Особенно кропотливо и глубоко шла работа по согласованию между образованием и культурой. Специалисты МГЦДТ «Образование и культура» и ЦДТ «Детский музыкальный театр «Домисолька» совместно с представителями Департамента культуры шаг за шагом согласовывали реестр услуг для внесения на портал, обсуждали возможное содержание паспорта объединения (услуги), определяли точки, не однозначные для прочтения, задавали друг другу вопросы, совместно искали ответы. Следующим шагом работы с порталом стала обратная связь, полученная от учреждений дополнительного образования. При запуске возникало множество вопросов, специалисты лаборатории дополнительного образования собирали информацию, обрабатывали и отправляли ответы  разработчикам, которые в свою очередь четко и быстро реагировали на них. Таким образом, устанавливалась двусторонняя связь между разработчиками и пользователями. До конца 2013 года учреждения дополнительного образования должны подключиться к системе электронного журнала. В настоящий момент под руководством И.Кукарина (руководитель лаборатории МЦКО) создана рабочая группа из представителей Департамента образования, лаборатории дополнительного образования МИРО и учреждений дополнительного образования, различающихся друг от друга и по направленности работы, и по возможностям. Сегодня идет поиск подходов совместимости электронного журнала  школ и учреждений дополнительного образования детей.  Для отработки практических шагов  выбраны 6 учреждений дополнительного образования, которые в ближайшее время опробуют предложенную модель электронного журнала, чтобы  пошагово подстроить ее под свое делопроизводство. Включение информации о деятельности учреждения и достигнутых воспитанниками результатах в единое информационное пространство позволит создать целостную картину развития любого учащегося в виде единого портфолио, сквозного расписания занятости, прозрачности планов. Конечно, такой подход накладывает дополнительные обязательства на учреждение и на самого педагога. Учреждениям предстоит подготовка автоматизированных рабочих мест для работы с электронным журналом, а педагогам  – учиться работать с электронным журналом и дневником.С 5 октября 2013 года  группа руководителей и специалистов системы дополнительного образования детей начала обучение в Российской академии народного хозяйства и государственной службы. В течение 3 месяцев слушатели будут изучать важнейшие темы современного образовательного менеджмента – «Инструменты проектного управления и реализации организационных изменений», «Эффективное управление ресурсами», «Навыки работы в условиях многозадачности», по итогам обучения всем предстоит защита собственных проектов.Ольга НОВОХАТЬКО, заведующая  лабораторией дополнительного образования и социокультурной интеграции МИРО, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте