Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Культурная среда: педагогический поиск

Времен связующая нить

УГ - Москва, №47 от 19 ноября 2019. Читать номер
Автор:

​Школа №1520 имени Капцовых – участник городского проекта «Московский экскурсовод» еще совсем молодой, только начинающий – мы вошли в программу в этом учебном году.

Наши ребята пока учатся, открывают для себя многообразные страницы задуманного городом образовательного направления. Самое интересное и трудное – своя экскурсия – у них еще впереди. Пока мы мечтаем, какая она будет у каждого, строим грандиозные планы, увлекаемся фантастическими идеями. В группе 10 школьников 7‑10‑х классов, старшие работают солидно и вдумчиво, младшие тянутся за ними, стремятся быть на равных. Нам интересно, каждое новое занятие – это событие, воспринимающееся с энтузиазмом и радостью.

– Мы не только углубили свои знания по истории, – говорит Екатерина Кулинич, ученица 10‑го класса, член группы, – но и расширили свой кругозор, узнав много интересных фактов о городе, в котором мы живем, приобрели полезные навыки – умение интересно преподносить информацию, разрешать конфликтные ситуации, работать с аудиторией. А самое главное, участники проекта получили яркое и четкое представление об этой профессии: в ней должен работать человек, по-настоящему знающий свой предмет и увлеченный своим делом. Думаю, после всех проведенных занятий каждый захотел попробовать себя в роли экскурсовода, создать свою уникальную экскурсию и окунуться в мир захватывающих историй, традиций и легенд.

Радует, что ребята подходят к занятиям со всей ответственностью, с желанием овладеть искусством этой, как им казалось раньше, простой профессии.

– Объяснить разновозрастной аудитории сложное (с точки зрения истории) простым, доходчивым языком, – отмечает Анастасия Ермакова, ученица 10‑го класса, член группы, – показать все детали темы, ознакомить с городом так, чтобы слушатели поверили, заинтересовались и возвращались к нам снова и снова, – вот что такое настоящий экскурсовод! Я постараюсь участвовать в проекте так, чтобы соответствовать почетному профессиональному имени!

И вот теперь, когда прошло два с половиной учебных месяца, когда ребят зацепила учебная программа и они высказывают свои самые серьезные намерения ее освоить (кстати, и родители учащихся очень серьезно и внимательно относятся к нашим занятиям), когда будущее нашего участия в «Московском экскурсоводе» видится уже более четко и определенно, хочется осмыслить прошедшее – все то, что предшествовало нашим нынешним занятиям и определило участие в них, что открылось и осознается только сейчас.

Чисто внешне решение участвовать в этом городском проекте вроде бы не отличается от решения, принятого другими школами (да, вероятно, так и было в начале пути): интересно, заманчиво, огромные возможности, предоставляемые городом – стоит попробовать свои силы.

Но существуют внутренние линии нашей школьной жизни, иногда осознанно, иногда подсознательно для нас самих формирующие траекторию развития образовательного учреждения. Самые сильные из них – в истории школы, вот уже 127 лет тесно связанной с историей страны. Значительным страницам школьной летописи посвящен наш музей – он центр музейной педагогики современного образовательного процесса, но прежде всего он духовный центр нашей памяти, где мы все учимся благодарно чтить величие прошедшего, к которому были причастны наши сотоварищи и однокашники, творившие это величие. Музей воспитывает нас, формирует духовный и гражданский облик каждого, учит добру, помогает соотнести свою жизнь с судьбами тех, кто был в стенах нашего школьного здания до нас, это настоящая энциклопедия памяти поколений, возрожденная и возрождаемая из забвения нашими поисками, исследованиями, находками. Музей нужен сегодня нам – в нем находят свои темы духовного и душевного совершенствования учителя, обучающиеся, их родители. В музей поверили выпускники школы, для них его экспозиция – радость узнавания и возвращения в детство, радость воспоминаний. Музей постепенно открывает свои двери для всех москвичей – тех, кому интересны история Отечества, история Москвы. Музей живет в школе, школа живет музеем и своей историей.

Конечно, в этом отношении мы возлагаем большие надежды на нашу группу проекта «Московский экскурсовод» – верим, что растут ребята, которые с любовью и уважением войдут в актив школьного музея и станут достойными носителями нашего нравственного богатства.

Кроме этой внутренней линии развития школы, есть у нас и огромный подарок судьбы: наша школа – одно из центральных образовательных учреждений города, вокруг нас сосредоточились самые важные и яркие объекты культурного наследия столицы, прежде всего созвездие московских музеев. Со многими из них школу связывают прочные партнерские и дружеские отношения, общие проекты, творческие контакты. Проект «Московский экскурсовод» открывает нам интересные перспективы в этом направлении – возможность участия наших детей в экскурсионных программах музеев. Заслужить право вести музейную экскурсию для своего класса, проводить внеурочное мероприятие в музейном зале, разрабатывать свой урок в музее и даже учебный день в музее или музейную субботу – это огромная радость творчества, колоссальная ответственность, проявление зрелости и самостоятельности, это радость открытия своих возможностей.

Вот так сложились вместе все «пазлы», создав объемную картину перспектив одного из направлений дальнейшего развития школы имени Капцовых. Исторической судьбой нам определено хранить память о тех, кто нашу школу подарил городу, о тех, кто ее создавал, кто здесь учился и определял ее славу. славу Москвы и России. Совершенствование и развитие музейной педагогики в школе позволило нам развить внутренние ресурсы и выйти на новый уровень взаимодействия с музейными ресурсами города. А собрали все наши усилия воедино, связали их единой нитью межведомственный городской проект «Московский экскурсовод» и наши соотечественники – москвичи, этот проект придумавшие, воплотившие его в жизнь и успешно продолжающие его сегодня.

Елена ИВАНОВА,
руководитель группы «Московский экскурсовод» школы №1520 имени Капцовых 


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt