Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Врач – и педагог, и психолог, если работает в школе

УГ - Москва, №36 от 8 сентября 2009. Читать номер
Автор:

Когда-то при выборе профессии передо мной возникла дилемма: быть детским врачом или пойти по стопам семьи (у нас семь педагогов) – стать учителем. Стала педиатром, решив, что врач – это не просто медик, но и психолог, и педагог одновременно. Непростая, но очень интересная профессия. И все-таки судьба через много лет решила по-своему – я оказалась в школе.

Начала осваивать еще одну специальность – школьного врача, здесь пригодились мои предыдущие специальности: педиатра, диетолога, спортивного врача и врача лечебной физкультуры. Наш центр образования №118 не просто школа, а именно центр, где дети должны получить современное образование, научиться быть всесторонне развитыми, культурными людьми.

Вот поэтому один из наших приоритетов – здоровьесберегающие технологии, ведь только здоровый человек может быть успешным. Каждый из нас когда-то учился в школе. Общение со школьным врачом обычно было таким: как бы подальше обойти медицинский кабинет, чтобы на прививку не вызвали. В центре образования №118 было решено разрушить эту стену. По нашим представлениям, врач школы – друг детям и помощник учителям. Двери медицинского кабинета всегда открыты для любого ученика. Ведь только в ежедневном общении можно больше узнать о ребенке, научить его правилам гигиены, здорового образа жизни, показать на личном примере, как это легко.

Начиная работу в школе, я представляла ее таким образом: врачи поликлиники занимаются своей работой, своими планами, а мы будем внедрять здоровье-сберегающие технологии. Однако чтобы добиться такой схемы, нам понадобились несколько месяцев борьбы и помощь юристов. Только после заключения договора о сотрудничестве поликлиника перестала перекладывать свои обязанности на наши плечи, и сотрудники здравоохранения стали периодически появляться в школе. Наладилось проведение иммунизации и диспансерных осмотров. Конечно, все материально-техническое оснащение (кроме закупки прививочного материала) возложено на школу.

Несмотря на то что школе не так-то просто найти ставку врача и медсестры, да и помощника в виде страховой медицинской компании у школы нет, мы ведем контроль за работой столовой, врачебно-педагогические наблюдения за проведением уроков физической культуры. Профилактические и просветительские функции также не очень интересны сотрудникам поликлиники. Да что греха таить, на педикулез осмотреть детей не всегда у поликлиники есть желание.

Столкнулись мы и с необходимостью вмешиваться в дела сотрудников поликлиники. Так, был случай, когда некоторым детям сделали прививку от гриппа, нарушив календарный план иммунизации АКДС. В прошлом учебном году возникла необходимость решать вопрос об отсрочке проведения реакции Манту первоклассникам, ведь большинству из них проба была сделана в мае-июне.

Трудно добиться от поликлиники заранее, хотя бы за 7-10 дней, предоставления школьному врачу списков детей, подлежащих иммунизации. Приходится настойчиво требовать, объяснять, что мы должны успеть сообщить родителям, у которых должно быть время на обдумывание, на консультации с участковым педиатром, иммунологом для принятия грамотного решения. В конце концов просто врачу школы необходимо время ответить на все возникающие вопросы о прививках, провести беседы для уменьшения количества отказов. Мы от поликлиники слышим: «А что вы так волнуетесь, половина Москвы отказывается от прививок». Не думаю, что это грамотный подход.

В сентябре 2007 года я, как врач школы, вынуждена была сама обратиться к заведующей педиатрическим отделением, не добившись понимания заведующей дошкольно-школьного отделения. Дело в том, что в 5-м классе Лиза К. заболела коклюшем, а Полина К. паракоклюшем. Постепенно большое число учеников этого класса начали кашлять, некоторые уже лечились у участковых педиатров. Беседы с заведующей дошкольно-школьным отделением сводились к утверждению: «Карантин не накладывается». А нам-то было важно, как обследовать детей. Здесь я столкнулась с полной несогласованностью работы двух отделений одного и того же учреждения здравоохранения. Когда представила заведующей отделением список учеников 5-го класса, которым участковые педиатры поставили диагнозы «бронхит», «ларинго-трахеит», «бронхиальная астма», она искренне удивилась: «Разве эти дети все из одного класса?»

Есть еще один аспект, который необходимо решать. Врач школы либо не имеет совсем, либо имеет очень скудную информацию от участковых педиатров о том, как наблюдается и какие процедуры получает больной ребенок, в том числе и хроник. Это затрудняет использование врачом школы как тех или иных профилактических мер конкретно для данного ученика, когда он посещает школу, так и необходимых мер для всего класса.

Анализируя вышеизложенные и некоторые другие ситуации, понимая насущность проблемы улучшения медицинского обслуживания школьников (ведь уже достаточно много учебных заведений работают по программе полного рабочего дня), прихожу к выводу о необходимости полной реорганизации районных поликлиник. Ведь наверняка это проблемы не одной нашей поликлиники, это общая проблема.

Школа должна иметь постоянного, ежедневного врача и медсестру, а в зависимости от числа учеников и нескольких медицинских работников. Школьный врач должен иметь право лечить ребенка, выдавать больничные листы родителям (все мы сталкивались с ситуацией, когда с первыми признаками острой респираторно-вирусной инфекции ребенок посещает школу), выписывать рецепт, как врач поликлиники, направлять ребенка на обследование, на лечебные процедуры, то есть частично полномочия участкового педиатра передать врачу школы.

За счет сокращения количества участков высвободятся ставки для медицинских работников дошкольно-школьной службы. При этом, конечно, возникнет необходимость несколько увеличить нагрузку отделения круглосуточной медицинской помощи поликлиники.

Прививочная служба обязательно должна быть единой. В большинстве школ сейчас используется бригадный метод иммунизации, когда приходят врач и медицинская сестра только для прививочного дела. Так что же мешает поликлинике объединить иммунологические службы двух своих отделений, составлять раз в год индивидуальную программу вакцинации с обязательным оповещением о ней школьного врача в начале учебного года, проводить постановку прививок под регулярным контролем врача иммунолога? Все это пойдет только на пользу ребенку!

В здоровьесберегающей программе, по нашему убеждению, одно из главных направлений – организация рационального, качественного питания учащихся. Работа врача школы, обладающего достаточными знаниями в этой области, имеет две задачи:

1) контроль за соблюдением санитарных норм и правил в столовой и буфет-раздаточной;

2) организация непосредственно питания.

Не останавливаясь подробно на первой задаче, скажу лишь, что без постоянного наблюдения работники буфета, к сожалению, не будут тщательно мыть посуду, вовремя убирать отходы, использовать только по назначению маркированную посуду, могут войти в помещение буфет-раздаточной в верхней одежде, а в туалетную комнату – в рабочей.

С одной стороны, врач выполняет контролирующую функцию обеспечения растущего организма ребенка основными пищевыми веществами. Для этого периодически мы проверяем верность составления меню, учитывая общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (1:1:4), также калорийность продукции. Порой приходится вступать в переписку с руководством столовой из-за замены блюд на неравноценные в утвержденном двадцатидневном меню.

Врач, постоянно находящийся в столовой во время питания детей, вынужден следить не только за качеством приготовления блюд, но и за тем, чтобы работники буфет-раздаточной не разбавляли водой соки или сгущенное молоко, подаваемое к творожной запеканке, чтобы фрукты мыли горячей водой со щеткой, а несъеденные сосиски и котлеты не подавали вторично.

С другой стороны, врач должен выполнять просветительскую функцию как диетолог.

В нашем центре образования №118 есть хорошая традиция – не просто формально объяснять ребенку пользу рационального питания, мы практически ежедневно разъясняем пользу того или иного блюда, рассказываем о витаминах и микроэлементах, необходимых для роста и развития ребенка. Используя игровую форму, уже второй год практикуем проведение конкурса на лучший коллектив каждого класса, сидящий в столовой за одним столом. Для победы ребята должны не просто кушать с аппетитом, но и быть аккуратными и вежливыми.

Мы всегда наблюдаем, какие блюда дети едят с меньшим удовольствием, и обращаемся к руководству школьно-базовой столовой с просьбой о замене на более привычные без потери пищевой и биологической ценности рациона. Так, промышленные сырники были заменены на творожную запеканку, готовящуюся в столовой.

Врач центра образования №118 обладает информацией о детях, страдающих пищевыми аллергиями, что позволяет индивидуально исключать из меню данного ребенка вредные для него продукты.

Благодаря всем этим мерам мы добились того, что наши ученики не только едят с аппетитом, но и скучают по школьному питанию в каникулярные дни.

Не буду лукавить, результаты работы по питанию нас радуют. Но есть проблемы, которые мы не в силах решить в одиночку. Например, из-за малого срока хранения омлетов мы получаем вареные яйца. Дети все время, отведенное на завтрак, стараются их чистить, что большинству удается с большим трудом, весь педсостав трудится над этим вместе с ними.

Пора задуматься и о замене соусов типа бешамель на томатные. Необходимо вернуть в рацион ребенка ежедневный полезный стакан живого молока, содержащего так необходимый для опорно-двигательного аппарата кальций. Ведь, согласитесь, не дело, когда натуральный продукт благодаря заманчивым рекламным роликам родители заменяют различными видами шоколадов и бисквитов, почему-то считающихся «братьями» молока. Мало кто затрудняет себя прочтением на этикетке информации обо всем содержимом этого рекламируемого якобы полезного детского продукта.

Да и меню хотелось бы иметь не двадцати-, а хотя бы тридцатидневное, что обеспечит более интересные и разнообразные блюда в рационе.

Убеждена, что решить их легче с помощью медицинских работников, которые, находясь постоянно в стенах учебного заведения, зная расписание образовательного процесса и не нарушая его, будут иметь большие возможности по внедрению здоровьесберегающих технологий, по организации и контролю за питанием, по проведению врачебно-педагогических наблюдений на уроках физкультуры, по организации фиточайной, бара кислородных коктейлей, проведения лечебной физкультуры, организации профилактических мер в период повышенной заболеваемости ОРЗ, организации профилактики снижения зрения у школьников и многому, многому другому, что позволит сохранить, а может быть, и улучшить здоровье ученика. А что может быть важнее и благороднее этой цели? Пусть каждый попытается ответить на этот вопрос сам.

Думать о здоровье ребенка необходимо каждый день, и лучше, когда этим занимаются профессионалы.

Марина ШОРИНА, врач, руководитель медицинской службы центра образования №118


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту