7 класс – первый год изучения физики, поэтому он считается самым ответственным как для ученика, так и для учителя. Первые входят в новый мир – мир научного представления об окружающем мире. Вторые выполняют роль ведущих, роль наставников в постижении нового способа познания этого мира. От того, каким этот год будет для конкретного ученика, зависит не только и не столько его оценка по предмету, но и мировоззрение, образованность, эрудиция.
Очевидно, что любой процесс обучения требует анализа со стороны учителя, администрации школы и вышестоящих образовательных структур. Собственно, этим и объясняется появление ВПР.
Подготовка к ВПР – это не подготовка к очередной контрольной работе. Это прежде всего обобщение и структурирование пройденного материала. Ученик должен понимать, что же он изучал весь год. И подготовка к столь ответственному испытанию, на мой взгляд, должна базироваться именно на этой идее. Тогда проверочные работы для конкретного учителя приобретут совсем другой смысл.
Можно, конечно, прорешать еще раз задачи со всем темам, но эффективнее подготовку лучше все-таки осуществлять на основе специального пособия, созданного конкретно под эти цели. Таковым является пособие «Физика. Всероссийская проверочная работа. 7 класс. Типовые задания» издательства «Экзамен». Данное пособие содержит 25 вариантов, полностью соответствующих ФГОС. Очень важно, что оно прошло экспертизу ФИОКО.
Стоит также помнить – в 7 классе ВПР по физике проводится на базовом и углубленном уровнях. Проверочная работа углубленного уровня состоит из двух частей: теоретической и экспериментальной. Теоретическая часть содержит 6 заданий; экспериментальная – 1 задание. Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 7 заданий. В теоретической части содержатся задания 1–6, они различаются по содержанию и проверяемым требованиям; в экспериментальную, включена экспериментальная задача, то есть задание 7.
Задания 2–5 требуют краткого ответа. Задания 1 и 6 предполагают развернутую запись решения и ответа. Задание 7 состоит из трех частей, все этапы выполнения задания необходимо записать полностью.
Вернемся к базовому уровню и заглянем в книгу, чтобы ознакомиться с нею поподробнее. Каждый вариант имеет две части и содержит 10 заданий. Авторы подчеркивают необходимость разделять решение частей перерывом в 10 минут, или выполнять работу в разные дни. Это разумно, учитывая сложность заданий. Пособие содержит инструкцию по выполнению заданий первой и второй частей отдельно.
Перечислю типы заданий. Решение с указанием численного ответа, задание с необходимостью анализа графика (например, графика скорости), задание с необходимостью анализа таблицы (например, таблицы с плотностями), задание с необходимостью анализа рисунка (см. рис 1), задание с несколькими вопросами и необходимостью оформления решения, задание с необходимостью анализа представленных приборов с точки зрения погрешности их измерения.
Самым сложным, на мой взгляд является последнее, десятое задание (Рис. 2). Очевидно, что ВПР должна отслеживать не только «западающие» элементы, но давать представление о количестве «продвинутых» учащихся. И именно десятое задание дает возможность это отследить.
Также хотелось бы обратить внимание на широкий спектр объектов, используемых в заданиях. Например, этикетка краски, шары для боулинга, часы, пластиковые бутылки, покровные стекла, динамометр, ворот, термометр и т.д. Это далеко не полный перечень. Как видим, авторы создавали не просто задачки с незамысловатым условием, а задания с объектами из повседневной жизни, что на мой взгляд, должно инициировать дополнительный интерес у учащихся при их решении (Рис. 3).
Задания пособия охватывают все темы 7 класса на разных уровнях сложности. Перечислю темы за 7 класс, задания на которые присутствуют в пособии: плотность, равномерное прямолинейное движение, условия плавания тел, давление, средняя скорость, погрешности измерения, инертность, сила упругости, рычаги, момент силы и т.д. В конце четко прописаны критерии оценивания задания, приведены правильные решения 3, 5, 7 и 10 заданий.
Структура самих вариантов полностью идентична реальным текстам ВПР. То есть, учащиеся психологически будут готовы к проверочной работе.
Как работать с этим пособием? Изложу свой взгляд на методику подготовки к ВПР. Конечно же, на первом этапе следует начать с повторения формул, без них физики все-таки не бывает. И самый простой способ здесь – постоянная работа со всеми учащимися на предмет знания формул. Также следует постоянно помнить, что по мере изучения тем в физическом диктанте формул становится больше, однако их нельзя делить на «старые» и «новые» как более или менее значимые. Просто есть те, что уже появлялись на уроках ранее, и те, с которыми познакомились только что. Понятно, что многим ученикам этот вид работы не нравится, но лишь потому, что их мозг не привык заучивать или понимать такие формальные объекты. Практика показывает: постепенно этот вид умственных действий становится для учащихся вполне естественным. Может показаться странным, но мои выпускники отдельное спасибо говорят за то, что научились запоминать много формул (напомню, на ЕГЭ их надо знать порядка 250).
Как показывает опыт, знание формул уже позволяет написать ВПР на положительную оценку. Возможно, многие учителя будут возражать и говорить, что физика – это не формулы. Полностью согласен, это лишь один из инструментов. Но очень важный, без которого не обойтись.
На втором этапе учитель должен составить перечень основных понятий и определений, который ученики должны вспомнить во взаимосвязи с той или иной темой. Можно напомнить учащимся примеры решения качественных задач, и на каждую тему попросить их письменно ответить на поставленный вопрос.
На третьем этапе мы решаем задачи на темы 7 класса. Для этого я выделяю стандартные ситуации и проговариваю решение с учащимися. Такой подход позволяет напомнить решение, но не тратить на него много времени. Вообще много задач решается в классе именно таким ситуативным методом, с составлением системы уравнений. Часто при изучении новой темы я говорю: «А теперь рассмотрим ситуацию…». В ней нет вопроса, но есть исходные данные общего плана.
И на последнем, главном этапе, ребятам предлагаются варианты ВПР из данного пособия. Эта работа нужна только для понимания западающих тем и понимания на уровне «умею – неумею» Ученик должен прежде всего осознать, что у него на данный момент в минусе.
Таким образом пособие выполняет очень важную функцию – оно учит учиться через понимание достигнутых результатов и допущенных ошибок, позволяет определить уровень системности знаний ученика, глубину его умений.
И конечно нельзя забывать, что это все-таки 7 класс, когда закладываются фундаментальные основы предмета, поэтому любые «хвосты», недопонятые и недоученные темы, аукнутся в будущем. Так что 25 вариантов – это серьезная статистическая платформа для анализа и подготовки к ВПР.
Хочу также добавить, что данное пособие можно охарактеризовать как обстоятельное, творческое и профессиональное. Как учитель с более чем тридцатилетним стажем, крайне рекомендую его к использованию. Ну, а методику выбирайте сами.
Сергей Германович ЮДАКОВ, победитель конкурса «Учитель года Тамбовской области – 2020», кандидат педагогических наук, учитель физики тамбовского Лицея №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина
Комментарии