search
main
0

ВПР 2022 по истории: структурные и качественные изменения

Летом 2021 года в Конституцию Российской Федерации был внесен объемный пакет поправок. Многие из них носили ценностный характер. Так, новая статья 67.1 закрепляла в Основном законе, что «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды». Для российских педагогов и классных руководителей тема памяти подвига советского народа в период Великой Отечественной войны всегда была, есть и будет актуальной. В этом году ФИOКО решил отразить в заданиях ВПР этот важный аспект. Во всех классах появился новый тип заданий, связанный с Великой Отечественной войной.

Издания для подготовки к ВПР по истории, в которые внесены все изменения, произошедшие в образцах проверочных работ 2022 года и получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»

Помимо качественной модернизации новой модели ВПР, в 2022 году нас ждет ее определенная структурная перестройка. Рассмотрим по порядку данные изменения в содержании всероссийских проверочных работ в каждом классе.

Структурные изменения ВПР

В прошлые годы выполнение всероссийских проверочных работ учащимися создавало определенные организационные неудобства. В восьмом классе написание работы составляло 90 минут, но вместо двух уроков дети реально справлялись за 50-60 минут и сидели в коридоре, ожидая уроков по расписанию. В 6 и 7 классах на это отводилось 60 минут или полтора урока.

Педагог, который организовывал написание работы учащимися, вынужден был пропускать два урока. Дети, заканчивая выполнение работы, должны были еще полчаса, а то и больше, ждать следующий урок. А руководство школы ломало голову над тем, как выстроить расписание в «день ВПР», чтобы все прошло гладко и без сбоев. ФИОКО принял во внимание этот аспект и в пятом классе сохранило, а в шестых, седьмых и восьмых сократило время выполнения работ до 45 минут. Это удобно и учителям, и учащимся, и администрации образовательных учреждений.

Сокращение времени на выполнение работы было бы невозможным без уменьшения числа заданий. В 2022 году ФИОКО провел масштабное сокращение количества заданий во всех классах. Рассмотрим эти изменения.

Какие номера не значатся в новых списках ВПР

В пятом классе всероссийская проверочная работа была сокращена на два задания. Речь идет о №7, №8 по старой классификации, которые проверяли знания важнейших событий истории региона или населенного пункта учащихся.

В шестом классе ВПР лишилась сразу четырех заданий. Это задание №6 на проверку умения соотносить географический объект с тем или иным историческим событием, процессом и объяснять, в чем заключалась связь между ними. Из новой версии ВПР в 6 классе убрали задание №7, которое проверяло умение определять значение события или процесса для истории России. Не стало задания №9, которое в различных моделях проверяло умение учащихся соотносить памятник культуры с событиями из истории России, либо с географическим объектом. Как и в пятом классе, убрали задание с региональным компонентом (№10 по старой классификации).

В седьмом классе всероссийская проверочная работа лишилась сразу пяти заданий. Это – задание на определение исторического периода, когда произошло то или иное событие из отечественной истории и его соотнесение с хронологией событий зарубежных стран (задание №8). Из ВПР исчезло задание №10 (модель 1), которое проверяло умение определять хронологию исторических процессов или событий, указывать факты, которые их характеризовали. Также не стало задания № 11 (модель 1 и 2), которое позволяло продемонстрировать учащимся понимание значения (важных последствий) исторических процессов или событий в истории нашей страны. Как и в 5, 6 классах убрали задание с региональным компонентом (№12 по старой классификации).

В восьмом классе из ВПР убрали четыре задания. Во-первых, это задание №2, где нужно было по описанию определить и вписать историческое понятие. Во-вторых, это задания №11, 12, где нужно было указать исторический процесс или событие, в котором участвовал исторический деятель, затем –  два факта, которые бы характеризовали это событие или процесс, и, наконец, определить его значение для отечественной истории. Кроме того, как и в других классах, убрали задание с региональным компонентом (№13 по старой классификации). Незначительной модернизации подверглось задание №1, где добавился элемент из истории зарубежных стран.

Структурная перестройка модели ВПР коснулась каждого класса. Возможно, это связано с отказом от исторического сочинения в ЕГЭ по истории. Многие сокращенные задания, по сути, представляли собой элементы исторического сочинения из единого государственного экзамена. Во всех классах исчезли задания, которые связаны с региональным компонентом.

Качественные изменения

Что же предлагает нам ФИОКО взамен заданий, от которых отказались? Рассмотрим новые типы заданий, которые появились в ВПР 2022.

Во всех классах появляются новые задания, связанные единой тематикой Великой Отечественной войны. Они проверяют понимание значимости данного события, знание элементарных фактов, которые связаны с ним: даты, имена, ключевые события. Издательство «Экзамен» недавно выпустило сборники вариантов ВПР для каждого класса (с 5 по 8). Они содержат актуальные задания, которые можно использовать при подготовке учащихся к сдаче ВПР. Возьмем несколько примеров новых заданий, опираясь на данные сборники.

Например, в пятом классе предлагается вот такое задание:

7. Рассмотрите изображение и выполните задание

Укажите название войны, в ходе которой был учрежден данный орден. Почему необходимо противостоять попыткам искажать правду об этой войне?

Задание включает изображение (фотографию, марку, плакат, орден), связанное с тематикой Великой Отечественной войны, и два вопроса к нему. Первый вопрос носит репродуктивный характер и предполагает проверку знания фактов о Великой Отечественной войне (даты, имена, события).

Второй вопрос проверяет умение анализировать и рассуждать. Учащимся надо объяснить важные ценностные аспекты, связанные с памятью о войне. Например, в данном задании учащимся предлагается обосновать необходимость борьбы с фальсификацией события Великой Отечественной войны.

Рассмотрим еще один пример из сборника ВПР издательства «Экзамен» для 6 класса.

8. Рассмотрите изображение и выполните задание

Назовите войну, в годы которой совершили трудовой подвиг труженики тыла, которым посвящена данная почтовая марка. Объясните, почему труд тружеников тыла в годы этой войны называют подвигом.

Задание выстроено по тому же принципу. Репродуктивный вопрос на знание факта или термина и задание на объяснение о вкладе тружеников тыла в Великую Победу.

Похожее задание находим и в сборнике ВПР издательства «Экзамен» для 7 класса.

9. Рассмотрите изображение и выполните задание

Укажите название мемориала, запечатленного на фотографии. Почему День Победы является священным праздником для всех жителей нашей страны.

Аналогичная заданию для 5, 6 классов структура. Задание сочетает проверку фактологического материала и ценностных аспектов. Оно не только проверяет знания, но и ориентирует ребенка на размышления о связи истории и современности, о значимости Подвига, который совершили его предки.

В шестом классе появилось новое задание №7, которое направлено на проверку знания фактов истории российской культуры.

7. В создании каких из перечисленных памятников культуры участвовал монах Киево-Печерского монастыря Нестор? Выберите два памятника и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) «Житие Сергия Радонежского»

2) «Слово о погибели русской земли»

3) «Житие Бориса и Глеба»

4) «Слово о полку Игореве»

5) «Повесть временных лет»

 

7. В каких из перечисленных памятников культуры отражены события, произошедшие в XIII в.? Выберите два памятника и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) «Повесть о житии Александра Невского»

2) «Хожение за три моря»

3) «Песня о Щелкане Дудентьевиче»

4) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

5) «Слово о полку Игореве»

Как мы видим, в обоих заданиях необходимо выбрать два из пяти представленных названий памятников культуры по заданному критерию. Подготовка к данному заданию требует тщательного изучения учащимися истории культуры: необходимо помнить хронологию появления основных памятников культуры, их авторов, общий сюжет или внешний вид и т.д.

В восьмом классе, помимо задания появляются две модели последнего задания №10. Одна модель предполагает выполнение задания, которое посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне, а вот вторая модель – это задание, которое посвящено важнейшим событиям истории нашей страны в XXI в. Рассмотрим пример такого задания:

10. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите год, когда выпущена данная медаль. Почему произошло событие, годовщине которого посвящена данная медаль?

Данное задание обращено к событиям, которые происходили при жизни восьмиклассников. Представления о них они формировали через СМИ, классные часы, в обсуждениях со сверстниками, родителями, родственниками. Задание предполагает демонстрацию учениками фактических знаний и умения объяснять причины и следствия событий, которые происходили совсем недавно. Задания ориентированы не на предметные знания учеников, а на их социальный опыт, вовлеченность в современную политику, экономику, заинтересованность судьбами государства, народа.

Воспитательный потенциал ВПР

Что объединяет новые задания ВПР с 5 по 8 класс? Это тематика Великой Отечественной войны в заключительном задании. С точки зрения предмета, данную тему проходят в 10 классе, либо в колледже. Однако с точки зрения российской культуры она универсальна для любого возраста. «Мы помним, мы гордимся!» – эти слова не требуют объяснения. Каждый россиянин прекрасно понимает, о чем идет речь. Данные задания ВПР можно использовать не только при подготовке к самой работе, но и на классных часах, связанных с темой патриотизма, сохранения исторической памяти, уважительного отношения к героическим событиям нашей истории.

В восьмом классе в последнем задании появляется вторая модель, которая предполагает обращение к знаковым событиям современной истории. Задание несет в себе важный мировоззренческий аспект. Дети в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет начинают интересоваться политикой своего государства. Многие из них с большим интересом читают, слушают, смотрят средства массовой информации.

Но им еще порой не хватает навыков критического мышления, которые позволяли бы адекватно воспринимать поступающую информацию: отделять факты от оценочных суждений, не воспринимать все на веру, руководствуясь только мнимым ореолом авторитетности и честности источника получения знаний. Работа с такими заданиями позволяет учащимся обратиться вместе с педагогом к серьезным, а порою и противоречивым событиям современной истории. Научиться критически воспринимать различные варианты их интерпретации. Данные задания также рекомендуются к использованию на классных часах, а не только при подготовке к ВПР.

Иван Хеорхе — учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д. Ушинского, сопредседатель Ассоциации молодых педагогов Ленинградской области, лауреат всероссийского конкурса «Учитель года» – 2020, победитель всероссийского конкурса «Учитель будущего» – 2020. 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте