Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Впервые в современной истории календарный год объявлен Годом учителя, и это не случайно

УГ - Москва, №4 от 2 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Ирина РАБЕР, префект Северо-Восточного округа:

– Очевидно, что учитель сегодня, в век развивающих информационных технологий, не может быть только урокодателем. В каждом образовательном учреждении учитель, педагог, воспитатель должен стать и компетентным консультантом, и мудрым и деликатным наставником, помощником своим ученикам и воспитанникам в оценке увиденного, услышанного, прочитанного. Поэтому необходимо, с одной стороны, усилить внимание к профессиональной подготовке самих педагогических кадров, с другой стороны – наладить их постоянный заинтересованный диалог с городским социумом.

Крайне важно формировать позитивное отношение общества к учителю. Как никогда, сейчас назрела необходимость выстраивания целостной системы признания ценности воспитания, образованности, компетентности, уважения к учителю. Необходимым инструментом реализации этих задач должны стать средства массовой информации. Пока, к сожалению, на страницах газет и в телепередачах мы почти не видим удачных примеров. А демонстрация на 1-м канале фильма «Школа» просто повергает в шок.

Думаю, что и использование интернет-ресурсов здесь сыграет немаловажную роль. Создание в столице в рамках московского портала образования банка данных лучших образцов педагогической практики, открытых уроков, мастер-классов позволит не только существенно повысить имидж столичного учителя, но и откроет возможность транслирования опыта московских учителей в регионы РФ, на международный уровень, а перед учителем поставит задачу – самому стать активным участником информационного пространства нового уровня.

Формированию позитивного отношения к учительству в целом, на мой взгляд, будет способствовать и возможность открытия в каждом округе общественных педагогических приемных. В них каждый житель столицы, чьи дети обучаются в школе, сможет получить квалифицированную помощь в решении какого-либо вопроса, касающегося образования. Общественная приемная сможет участвовать и в формировании социального заказа москвичей на получение качественных знаний, что позволит снизить негативный настрой отдельной части общества к системе образования.

Высокий уровень зарплаты московского учителя, его социальная стабильность позволяют привлекать в школу молодые кадры. Вакансий сейчас в наших школах практически нет, порой на одну должность претендуют несколько педагогов, в частности, это касается учителей иностранного языка, начальных классов. Считаю возможным создание доступных для всех московских школ специализированных банков данных по вакансиям и предложениям. Для привлечения в образование молодых педагогов-мужчин и мастеров производственного обучения нужно предусмотреть возможность отсрочки от призыва в армию на время работы в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Эту проблему нужно ставить на федеральном уровне. На различных педагогических конференциях вопрос наставничества поднимался уже не раз. Необходимо вплотную заняться проработкой нормативной базы развития наставничества в Москве. Действительно, ведь институт наставничества в городе сможет не только сохранить в школе зрелые педагогические кадры, но и дать им возможность передавать свой накопленный опыт молодым коллегам.

За последние годы в городе многое сделано по развитию и укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. С 2006 года только в СВАО введено 16 ДОУ, 5 школ, 2 центра творчества.

Ежегодный ввод новых школ, оснащение учреждений современным оборудованием значительно изменили условия обучения школьников округа, в том числе позволили вывести в односменный режим работы 90% учреждений (в 2006 году – 70%).

Благодаря принятым мерам дети старшего дошкольного возраста полностью обеспечены местами в ДОУ, а охват детей дошкольного возраста достиг 64% (2006 – 52%).

И тем не менее у нас есть еще серьезные долги перед учительством. Не все педагогические учреждения работают в равных условиях. Не ликвидированы еще 4 школьных здания довоенной постройки, некоторые образовательные учреждения нуждаются в серьезном капитальном ремонте.

При формировании бюджета 2011 года и при поступлении дополнительных доходов в 2010 году эти вопросы должны рассматриваться Правительством Москвы как приоритетные.

Несколько слов – о педагогах, работающих в системе дополнительного образования, роль и значение которых не менее важны, чем учителей-предметников. Ведь именно они закладывают основы выбора детьми будущей профессии, раскрывают их таланты и способности, прививают навыки технического творчества, а главное – предоставляют возможность выбора между занятием интересным и любимым делом и бесполезным времяпрепровождением на улице в сомнительных компаниях.

Важно также усилить межведомственное взаимодействие учреждений дополнительного образования с музыкальными и спортивными школами.

Есть еще один вопрос, который нужно решить совместно с Департаментом культуры (он прозвучал во время моей встречи со студентами Московского педагогического университета), – по поводу организации систематического абонементного посещения студентами музыкально-педагогических факультетов и факультетов изобразительного искусства спектаклей, концертов, выставок столицы.

Создание благоприятных условий для творческой работы учителя невозможно без решения жилищного вопроса. Думаю, что после решения целевой задачи с обеспечением жильем ветеранов ВОВ нужно поставить вопрос о предоставлении квартир кадровым педагогам, вставшим на учет по месту работы начиная с 1990 года.

Уверена, что это с благодарностью будет воспринято педагогической общественностью.

Знаменательно, что первый вопрос первого заседания Правительства Москвы 2010 года мы посвятили обсуждению программы проведения Года учителя в столице.

Подчеркну, что такие важнейшие вопросы, как модернизация школьного образования, повышение статуса учителя, необходимо решать, конечно же, максимально открыто, с привлечением всех заинтересованных сторон и прежде всего с учетом мнения самого педагогического сообщества.

В нашем округе старт Году учителя был дан 23 декабря. В этот день в школе-новостройке состоялась торжественная церемония награждения победителей профессиональных педагогических конкурсов и открытие Года учителя. Ветераны педагогического труда, молодые учителя, педагогическая и родительская общественность округа были приглашены на это мероприятие, которое послужило отправной точкой отсчета нового, 2010 года.

Руководство СВАО просто обязано сделать все возможное, чтобы реализовать намеченные планы.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту