search
main
0

Впервые в современной истории календарный год объявлен Годом учителя, и это не случайно

Ирина РАБЕР, префект Северо-Восточного округа:

– Очевидно, что учитель сегодня, в век развивающих информационных технологий, не может быть только урокодателем. В каждом образовательном учреждении учитель, педагог, воспитатель должен стать и компетентным консультантом, и мудрым и деликатным наставником, помощником своим ученикам и воспитанникам в оценке увиденного, услышанного, прочитанного. Поэтому необходимо, с одной стороны, усилить внимание к профессиональной подготовке самих педагогических кадров, с другой стороны – наладить их постоянный заинтересованный диалог с городским социумом.

Крайне важно формировать позитивное отношение общества к учителю. Как никогда, сейчас назрела необходимость выстраивания целостной системы признания ценности воспитания, образованности, компетентности, уважения к учителю. Необходимым инструментом реализации этих задач должны стать средства массовой информации. Пока, к сожалению, на страницах газет и в телепередачах мы почти не видим удачных примеров. А демонстрация на 1-м канале фильма «Школа» просто повергает в шок.

Думаю, что и использование интернет-ресурсов здесь сыграет немаловажную роль. Создание в столице в рамках московского портала образования банка данных лучших образцов педагогической практики, открытых уроков, мастер-классов позволит не только существенно повысить имидж столичного учителя, но и откроет возможность транслирования опыта московских учителей в регионы РФ, на международный уровень, а перед учителем поставит задачу – самому стать активным участником информационного пространства нового уровня.

Формированию позитивного отношения к учительству в целом, на мой взгляд, будет способствовать и возможность открытия в каждом округе общественных педагогических приемных. В них каждый житель столицы, чьи дети обучаются в школе, сможет получить квалифицированную помощь в решении какого-либо вопроса, касающегося образования. Общественная приемная сможет участвовать и в формировании социального заказа москвичей на получение качественных знаний, что позволит снизить негативный настрой отдельной части общества к системе образования.

Высокий уровень зарплаты московского учителя, его социальная стабильность позволяют привлекать в школу молодые кадры. Вакансий сейчас в наших школах практически нет, порой на одну должность претендуют несколько педагогов, в частности, это касается учителей иностранного языка, начальных классов. Считаю возможным создание доступных для всех московских школ специализированных банков данных по вакансиям и предложениям. Для привлечения в образование молодых педагогов-мужчин и мастеров производственного обучения нужно предусмотреть возможность отсрочки от призыва в армию на время работы в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Эту проблему нужно ставить на федеральном уровне. На различных педагогических конференциях вопрос наставничества поднимался уже не раз. Необходимо вплотную заняться проработкой нормативной базы развития наставничества в Москве. Действительно, ведь институт наставничества в городе сможет не только сохранить в школе зрелые педагогические кадры, но и дать им возможность передавать свой накопленный опыт молодым коллегам.

За последние годы в городе многое сделано по развитию и укреплению материально-технической базы образовательных учреждений. С 2006 года только в СВАО введено 16 ДОУ, 5 школ, 2 центра творчества.

Ежегодный ввод новых школ, оснащение учреждений современным оборудованием значительно изменили условия обучения школьников округа, в том числе позволили вывести в односменный режим работы 90% учреждений (в 2006 году – 70%).

Благодаря принятым мерам дети старшего дошкольного возраста полностью обеспечены местами в ДОУ, а охват детей дошкольного возраста достиг 64% (2006 – 52%).

И тем не менее у нас есть еще серьезные долги перед учительством. Не все педагогические учреждения работают в равных условиях. Не ликвидированы еще 4 школьных здания довоенной постройки, некоторые образовательные учреждения нуждаются в серьезном капитальном ремонте.

При формировании бюджета 2011 года и при поступлении дополнительных доходов в 2010 году эти вопросы должны рассматриваться Правительством Москвы как приоритетные.

Несколько слов – о педагогах, работающих в системе дополнительного образования, роль и значение которых не менее важны, чем учителей-предметников. Ведь именно они закладывают основы выбора детьми будущей профессии, раскрывают их таланты и способности, прививают навыки технического творчества, а главное – предоставляют возможность выбора между занятием интересным и любимым делом и бесполезным времяпрепровождением на улице в сомнительных компаниях.

Важно также усилить межведомственное взаимодействие учреждений дополнительного образования с музыкальными и спортивными школами.

Есть еще один вопрос, который нужно решить совместно с Департаментом культуры (он прозвучал во время моей встречи со студентами Московского педагогического университета), – по поводу организации систематического абонементного посещения студентами музыкально-педагогических факультетов и факультетов изобразительного искусства спектаклей, концертов, выставок столицы.

Создание благоприятных условий для творческой работы учителя невозможно без решения жилищного вопроса. Думаю, что после решения целевой задачи с обеспечением жильем ветеранов ВОВ нужно поставить вопрос о предоставлении квартир кадровым педагогам, вставшим на учет по месту работы начиная с 1990 года.

Уверена, что это с благодарностью будет воспринято педагогической общественностью.

Знаменательно, что первый вопрос первого заседания Правительства Москвы 2010 года мы посвятили обсуждению программы проведения Года учителя в столице.

Подчеркну, что такие важнейшие вопросы, как модернизация школьного образования, повышение статуса учителя, необходимо решать, конечно же, максимально открыто, с привлечением всех заинтересованных сторон и прежде всего с учетом мнения самого педагогического сообщества.

В нашем округе старт Году учителя был дан 23 декабря. В этот день в школе-новостройке состоялась торжественная церемония награждения победителей профессиональных педагогических конкурсов и открытие Года учителя. Ветераны педагогического труда, молодые учителя, педагогическая и родительская общественность округа были приглашены на это мероприятие, которое послужило отправной точкой отсчета нового, 2010 года.

Руководство СВАО просто обязано сделать все возможное, чтобы реализовать намеченные планы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте