search
main
0

Впервые на море

9 августа наша страна отмечает День воинской славы России – первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут в 1714 г.

1700 – 1721 гг. время Северной войны за возвращение исконно русских земель по берегам Невы и Финского залива. В ней важную роль играл флот.

В конце июня 1714 г. русский гребной флот – 99 галер и скампавей (быстроходное военное парусно-гребное судно русского галерного флота XVIII в.) – с 15-тысячным десантом под командованием Ф.М. Апраксина сосредоточился у восточного побережья полуострова Гангут. Цель – прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить десант для усиления русского гарнизона в Або, 100 км северо-западнее мыса Гангут. Затем предполагались совместные действия с войсками генерала М.М. Голицына в Финляндии. Одновременно из Петербурга вышел парусный флот – 17 кораблей. Он должен был прикрывать галерный флот с моря до входа его в район шхер, затем идти в Ревель, где стояли 7 русских кораблей, чтобы поддерживать русский галерный флот и не допускать шведский флот вглубь Финского залива.

Галерный флот в конце июня прибыл в Тверминскую бухту и вынужден был там задержаться, так как у оконечности Гангутского полуострова стоял сильный шведский флот под командованием вице-адмирала Г. Ватранга – 15 линейных кораблей, 3 фрегатов и 7 мелких судов при 832 орудиях.

Петр I отправился к галерному флоту, 21 – 22 июля провел рекогносцировку и приказал послать 15 скампавей к группе ближайших к мысу Гангут островов, чтобы наблюдать за противником.

По приказу Петра в самой узкой части полуострова (около 2,5 км) была устроена переволока в тыл противнику, чтобы ввести его в замешательство и заставить растянуть силы, обеспечив проход для галер.

Расчеты царя оправдались. Вице-адмирал Ватранг, узнав о «переволоке», разделил свою эскадру и 25 июля послал отряд из фрегата и 10 шхерных судов под начальством контр-адмирала Эреншельда к западному берегу полуострова, чтобы помешать перетаскиванию русских галер. Отряд – 8 линейных и 2 бомбардирских корабля – под командованием вице-адмирала Лиллье предназначался для нападения на главные силы русского флота.

Петр I воспользовался этой ошибкой шведов. Зная, что летом у Гангута по утрам часто бывает штиль, он приказал Апраксину провести прорыв по частям в утренние часы, когда шведские парусники из-за безветрия не могли передвигаться.

Ранним утром 26 июля в штиль Петр I направил 35 скампавей в обход шведского флота. 2 отряда галер со стороны моря обошли на веслах шведские корабли в недосягаемости их артогня. Прорвавшиеся галеры заблокировали отряд контр-адмирала Эреншельда у переволоки. Вице-адмирал Ватранг после прорыва наших галер вернул отряд Лиллье и расположил суда дальше от берега, чтобы не пропустить остальные русские галеры.

Утром 27 июля при штиле главные силы русского галерного флота во главе с генерал-адмиралом Апраксиным под берегом прорвались через оставленный шведами проход.

В тот же день произошло сражение при Гангуте между русскими галерами и отрядом Эреншельда у Рилакс-фиорда. Эреншельд построил 18-пушечный корабль «Элефант» и шесть галер полумесяцем, поставив за его средней линией три шхербота (всего 116 пушек).

Русский авангард из 23 галер был разделен на три отряда (11 в центре и по 6 на флангах). В их экипажах было 3250 человек, не считая офицеров. Командовал авангардом Петр I. На удалении от него стояли главные силы под командованием Апраксина. Русский флот, стесненный узким пространством, мог противопоставить 80 – 90 шведским орудиям не более 22 – 24 пушек. И все же Петр I и Апраксин решили дать генеральное сражение.

В начале третьего часа на адмиральской галере русских взвился синий флаг и раздался пушечный выстрел – сигнал к началу атаки. Авангард стремительно пошел на шведов. Первую и вторую фронтальные атаки они отбили. Тогда русские ударили во фланг. Перед началом атаки старшие отрядов и начальники галер, личным примером воодушевляя моряков, перешли на шлюпки и с обнаженными шпагами повели галеры на врага. В ожесточенном абордажном бою русские одержали победу.

В сражении шведы потеряли 10 судов, вооруженных 116 пушками, 711 человек убитыми и ранеными. Все оставшиеся в живых были пленены. Русские потеряли 456 человек.

Итог Гангутского сражения приобрел большое военно-политическое значение. Это была первая крупная победа молодого Российского флота. Он нанес поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангута не знал неудач. Победа стала следствием длительной, упорной работы Петра I и его сподвижников над созданием русского флота, без которого невозможно было решить задачи обороны страны, возвратить исконно русские земли в Прибалтике, добиться выхода к берегам Балтийского моря и прорубить окно в Европу. Успешные действия русского флота обеспечили движение нашего войска в Финляндии и создали условия для перенесения военных действий на территорию Швеции.

Петр I высоко оценил победу русского флота у Гангута, приравняв ее к победе под Полтавой в 1709 г.

В помощь педагогам и учащимся

О Гангутском сражении повествуют следующие издания.

1. АММОН Г.А. Морские памятные даты. Под редакцией В.Н. АЛЕКСЕЕВА. М.: Воениздат, 1987.

2. БОЖЕНОВА М.И. Что изображено на барельефах? (Бой при Гангуте). СПб.: Пальмира, 1997.

3. БУГАНОВ В.И От Полтавы к Гангуту. М.: Наука, 1989.

4. БУТРОМЕЕВ В.П. Всемирная история в лицах: История России от Рюрика до 1917 года. Энциклопедия для школьника. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

5. ГОРДИН Я.А. Гангутский триумф. М.: Детская литература, 1979.

6. Морские сражения русского флота: Воспоминания, дневники, письма. Составитель ОППОКОВ В.Г. М.: Воениздат, 1994.

7. ЗВЕРЕВ Б.И. Гангутский бой. М.: Просвещение, 1992.

8. КОЗМИН Б. Гангутская переволочка. Слово, 1999. № 5-6.

9. КРОТОВ П.А. Гангутская баталия 1714 года. СПб.: Лики России, 1996.

10. МИТЯЕВ А.В. Сражение при Гангуте. М.: Малыш, 1984.

11. МИТЯЕВ А.В. Ветры Куликова поля: Рассказы. М.: Детская литература, 1986.

12. ПАВЛЕНКО Н.И. Петр Первый и его время. М.: Просвещение, 1989.

13. ПРОХВАТИКОВ В.А. Гангутский бой: повесть. М.: Детская литература, 1989.

14. РАЗДОЛГИН А.А. Гангутское сражение.

Л.: Судостроение, 1988.

15. Русские полководцы. Ред. АЛМАЗОВ Б.А. СПб.: Золотой век: Диамат, 1999. (Иллюстрированная история Отечества).

16. ШУТОЙ В.Е. Русский флот впервые.

М.: Просвещение, 1970.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте