search
main
0

Впереди у нас эпоха. Мы переходим от монолога к диалогу. Иначе – никак

Мы дошкольники Москвы. Вместе со своей страной и своим городом вживаемся в новое время. В 2013 году введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), впервые для дошкольного образования. С 2015 года мы в составе школы №444.

Дошкольное образование с введением ФГОС резко повысило свой статус. Если раньше детский сад был периодом подготовки ребенка к обучению, то теперь является не просто первой, но главной основополагающей ступенью, фундаментом образования. В школьные годы ребенок, как говорится, расширяет и углубляет свои знания, умения и навыки, а вот первый образовательный опыт, как первую любовь, интерес и вкус (или наоборот) к новым знаниям, самостоятельность в действиях и мыслях, способность к исследованиям и творчеству человек получает в дошкольном возрасте. Именно этим объясняется необходимость объединения школы и детских садов. Согласитесь, не может здание бесконечно долго стоять без фундамента. При объединении у школы появляется возможность познакомиться с детьми и даже повлиять на их развитие еще до прихода в первый класс. А дошкольная ступень образования получает четкие ориентиры по подготовке детей к конкретной школе. Таким образом, включается не формальное, как прежде, а настоящее взаимодействие, взаимоусиление, которое в конечном итоге повышает качественный уровень образования. В последнее время на новую орбиту взаимодействия вышел еще один «космический» объект, мощный, не всегда предсказуемый, но очень заинтересованный в положительных образовательных результатах, – это родители. По Закону «Об образовании в РФ» они становятся такими же полноправными участниками образовательного процесса, как воспитанник (ученик) и воспитатель (учитель), со своими правами вплоть до влияния на выбор образовательных программ и технологий, но и со своими обязанностями и, главное, персональной ответственностью за образовательный результат. Медленно, но верно уходит в прошлое такое положение вещей, когда родители, не участвуя в образовательном процессе, надеялись, что воспитатели ребенка воспитают, а учителя научат. В жизни современного дошкольника основной образовательной организацией становится его семья.Наряду с такими традиционными способами общения с родителями, как собрания, анкетирование, индивидуальные беседы и консультации, прорастают новые формы сотрудничества: еженедельное, даже ежедневное, подчас ежечасное информирование семьи о предстоящей образовательной теме по календарно-тематическому годовому плану, о видах и результатах работы с детьми в соответствии с областями ФГОС и расписанием занятий. Конечно же, все более важную роль играют мобильные средства связи: телефон, электронная почта, Интернет и социальные сети, которые обеспечивают моментальное получение срочных объявлений и методических материалов, фотографий с занятий и праздников, обмен мнениями и согласование решений.Ответственные родители, получая рекомендации педагогов, продолжают знакомство с образовательной темой в кругу семьи, читая книги, посещая музеи и театры, занимаясь совместным творчеством, наконец, просто общаясь со своим малышом. Кроме того, мамы, папы и другие родственники делятся своими знаниями и талантами не только со своим ребенком, но и с детьми группы или даже всего детского сада, участвуя в проектной и экспериментальной деятельности, проводя различные мастер-классы, выступая на праздниках, организуя экскурсии. Практически закончилось время, когда воспитатель (учитель) воспринимался как безусловный и единственный источник знаний. Мы переходим от монолога к диалогу, к сотрудничеству с ребенком по совместному освоению информации. В дошкольном детстве главным становится формирование интереса, мотивации к получению знаний, правильной привычки к труду и взаимоотношений в обществе. В этой системе координат взрослые не оценивают образовательные результаты дошкольника, а наблюдают за его развитием, чтобы в первую очередь выявить способности ребенка, поддержать его индивидуальность, создать для него ситуацию успеха и в особых случаях совместно с родителями справиться с возникающими проблемами.С этой целью на дошкольной ступени разработана и введена карта индивидуального развития дошкольника – индивидуальный образовательный маршрут. Как уже было сказано, в соответствии с ФГОС оценивается не ребенок, а особые условия, которые обеспечивают его развивающее образование. Это и подбор, расстановка и поддержка педагогических кадров, которые способны, сохраняя положительный опыт, постоянно учиться и работать в новых условиях. Это и формирование новой предметно-развивающей среды, открытой, полифункциональной, трансформируемой, с использованием современных технологий и материалов, но обязательно с учетом всех достижений прошлого. И, конечно же, взаимодействие всех субъектов образования: дошкольной ступени и школы, воспитателя (учителя) и родителей, воспитателя (учителя) и, главное, ребенка. Иначе – никак. Впереди у нас эпоха сотрудничества.

Галина ЛУКЬЯНОВА, заместитель директора по дошкольному образованию школы №444;Ольга ЛЕВКИНА, администратор школы №444

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте