search
main
0

Впереди первый класс

Готовимся без паники

Совсем немного, и сегодняшние дошколята превратятся в первоклассников. Для многих мам и пап наступает волнительное время. Родители задаются вопросом: что нужно успеть в эти последние три месяца до школы? Кто-то планирует провести лето за городом, кто-то отправится с семьей путешествовать. А кто-то постарается наверстать то, что, по его мнению, не успел в течение рабочего года, – подготовить ребенка к обучению в школе.

Наверное, каждому из нас приходилось быть свидетелем примерно такого разговора между родителями:

– А вы на подготовку к школе ходите? У вас только занятия по грамоте и математике? Ой! Это у вас не очень! Вот у нас еще и английский язык, и прописи, и скорочтение… Да мы еще на ментальную математику записались!

Многим родителям кажется, что чем больше их ребенок овладеет навыками учебной деятельности до момента поступления в школу, тем лучше. А на самом деле так ли важно, насколько быстро умеет ребенок читать и может ли к началу школьного обучения складывать в уме двухзначные числа? Нам, педагогам, очень часто встречаются дети, которые, придя в первый класс, не умеют толком читать и едва могут складывать числа в пределах первого десятка. Но они так быстро овладевают всеми необходимыми навыками, что вскоре не только догоняют, но и перегоняют своих хорошо обученных одноклассников.

Кто-то удивится: «Ну надо же!» А удивительного ничего нет! Просто у этих детей хорошо развиты психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. У них широкий кругозор, правильная, хорошо развитая речь. Эти ребята эмоционально отзывчивы к общению со сверстниками, открыты ко всему новому. А ведь именно это является тем фундаментом, на котором потом будут выстраиваться стены из знаний, умений и навыков. И от прочности этого фундамента зависят качество последних и умение применять их в жизни.

Мне, учителю-дефектологу дошкольного отделения, родители часто задают вопрос: «Как же развивать эти психические процессы? Что должен знать и уметь ребенок к семи годам? На какие курсы и кружки отдать ребенка?» Но ни одни курсы, даже самые современные, не принесут большой пользы, если родители останутся безучастными, потому что все – и среда, и игра, и общение – должно носить развивающий характер. А обеспечить это может только взрослый.

Развитие познавательной активности должно красной нитью проходить через любые виды деятельности ребенка. И конечно, постоянно, а не два раза в неделю. И не за год, и не за три месяца до школы, а с раннего детства! Дошкольный возраст считается сензитивным для развития языковых способностей. Поэтому стало модно отдавать малышей на курсы изучения иностранного языка. Но принесет ли это пользу ребенку, у которого нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, бедный словарь, страдает слоговая структура слова и отстает от возрастной нормы грамматический строй речи? Конечно, нет. И гораздо эффективнее использовать этот сензитивный период для развития родного языка! Ведь развивая языковые способности в целом, мы создаем базу для успешного изучения иностранных языков.

Хочу предложить упражнения, которые родители могут освоить вместе с будущим первоклассником дома:

– чтение детской художественной литературы, уточнение значений слов, обсуждение описанных событий, характеров и поступков героев, пересказ прочитанного;

– отгадывание загадок и самостоятельное придумывание загадок-описаний;

– обогащение глагольного словаря, словаря признаков путем подбора их к словам-предметам;

– раскрашивание картинок, штриховка, копирование рисунков и орнаментов, выполнение графических диктантов по клеточкам под диктовку и по образцу;

– конструирование из геометрических фигур, сборка моделей из разных видов из конструкторов, использование техники оригами, собирание разрезных картинок и пазлов;

– нахождение сходства и различия в предметных и сюжетных картинках, выделение одинаковых элементов, букв, цифр и изображений из множества;

– ориентировка в частях суток, временах года, днях недели, месяцах, на циферблате;

– ориентировка в частях своего тела, пространстве относительно себя, в пространственном отношении между предметами, понимание предложно-падежных конструкций, ориентировка на листе бумаги;

– разучивание небольших стихотворений, чистоговорок (очень полезно рассказывать четверостишия, сопровождая слова движением);

– запоминание ряда картинок, слов, серии движений;

– придумывание историй, придумывание и изменение концовок рассказов, разыгрывание театрализованных сценок;

– придумывание слов с заданным звуком, слогом, с заданным количеством слогов или звуков.

Полезно научить ребенка перед школой планировать свои дела, например составлять план выходного дня или поэтапный план выполнения какого-то нового задания.

И конечно, важным условием успешной учебы является мотивация. Нужно создать такие условия, чтобы ребенок хотел учиться. Ни к чему заставлять ребенка часами сидеть над тетрадями и книжками, пытаясь пройти программу первого класса, и запугивать: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» Конечно, покажут! Покажут, как интересен и увлекателен мир, сколько тайн и удивительных явлений он таит. Покажут, какая это радость – самому добывать знания и искать ответы на поставленные вопросы.

Покажут, что нужно не бояться ошибаться. Важно идти вперед. Идеализирую? Нет! Скорее искренне верю!

Татьяна РУКАВИЦЫНА, учитель-дефектолог школы №236 имени Героя Советского Союза Г.И.Щедрина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте