search
main

Впереди – Байкал

Наши дети растут так быстро, что не успеваешь сразу заметить, а что же нового появилось в характере сына или дочери? Общеизвестно: чтобы лучше узнать своих детей, нужно чаще бывать вместе с ними, ходить в музеи и театры, отдыхать во время отпуска.

Когда наши Антоша и Настя были поменьше, мы не только на время нашего с мужем отпуска, но и на все каникулы отправляли их к моим родителям в Саратовскую область. Что может быть лучше, думали мы, чем общение с дедушкой и бабушкой и купание в Волге! Осенью, когда наши дети возвращались, мы их не узнавали: что-то новое появлялось и в характере, и в поступках. И это новое не всегда нами приветствовалось. Как-то я сказала мужу: «Мне иногда кажется, что я совсем не знаю своих детей». Он со мной согласился. «Мало мы бываем с нашими ребятами», – сказала я и предложила отдыхать вчетвером. И мы поехали на Волгу, к родителям, все вместе.

Антоша лет до девяти рос довольно болезненным мальчиком, и мы от всего его оберегали, в том числе и от домашних дел. Бабушка и дедушка тоже следовали нашим правилам. И вот я вижу, как моя 70-летняя мама носит тяжелые ведра с водой, чтобы полить огород. А дети в это время катаются на велосипедах. Не без труда удалось уговорить их полностью заменить бабушку в этом и некоторых других делах. Антон и Настя многому научились в это лето, в том числе и ухаживать за растениями. В следующее лето они взяли себе по две грядки и сами выращивали овощи от посадки до сбора урожая, при этом многое узнали об их особенностях путем наблюдения и чтения специальной литературы. А еще мы стали ближе друг другу. А главное – увидели, что наши ребята приобретают много важного и нужного им во взрослой жизни.

В этом году Антоше исполнилось 14 лет, а Насте – 11. Мы по-прежнему отдыхаем летом все вместе, но теперь берем с собой и детей друзей. Нас три семьи: в каждой по два ребенка. Все каникулы мы делим примерно на три части. Родители из каждой семьи ездят отдыхать в свое определенное время и берут с собой всех шестерых ребятишек.

В прошлом году мы с мужем ездили в Крым. И с нами шестеро юных друзей: четыре мальчика и две девочки. Аня – ровесница Насти. Андрей и Вася – одногодки с Антоном, а Миша на год старше Насти.

Жили в частной гостинице, но туда возвращались только ночевать. Конечно, ездили с детьми в Ялту, по чеховским, волошинским местам, но больше ходили по горам. Вместе с ребятами покоряли известные и не очень доступные вершины Крымских гор. Каждая вершина – наша победа над собой, над трудностями, которые нас встречали.

Были мы и на Шайтане, поднимались по знаменитой Чертовой лестнице, по которой Александр Сергеевич Пушкин когда-то тоже поднимался, держась за хвост лошади. Сколько было радости, восторга, когда мы с трудом взбирались по неровным, порой высотой в метр-полтора, полузаваленным огромными камнями, а то и вовсе погребенным под ними ступеням. А возвращаясь обратно, каждый из нас записывал в дневнике свои впечатления.

Папа Васи и Миши возил детей на Байкал. Рассказов и воспоминаний хватило на целый год. У нас дома хранятся три альбома фотографий, которые привезли с собой мои дети.

С папой и мамой Андрея и Ани ребята жили целый месяц в Карелии. Антон и Настя часто звонили нам и всегда сожалели, что нас нет с ними. Однажды мы не выдержали и приехали на Кольский полуостров на выходные.

В этом году наша семья и друзья наших детей побывали на Селигере. Купались, собирали ягоды, грибы, ловили рыбу. Все без исключения стали заправскими рыбаками. Кстати, у нас была норма – три килограмма на всех, остальную рыбу отпускали в озеро.

А в августе родители Васи и Миши снова едут на Байкал. Мои дети ждут не дождутся встречи с самым замечательным озером на планете.