search
main
0

Вперед только вместе. Если бы не игра..

​Сейчас много говорят и пишут о том, что современный выпускник школы должен не только обладать определенными знаниями, но и уметь эти знания применять. На решение этой задачи направлены олимпиады школьников, проектно-исследовательская деятельность, различные интеллектуальные марафоны и конкурсы. Однако они не показывают, как именно знание может трансформироваться в продукт деятельности. Для этого нужны особые условия: во-первых, моделирующие ситуацию, а во-вторых, включение в этот процесс педагогов как носителей этого опыта. Эти возможности у нас в лицее создает событийная среда.

Ее главной чертой является вовлечение практического большинства учащихся и в процесс, а значит, использование знаний не только на заключительном, финишном, зрелищном или конкурсном, этапе, а на всех этапах подготовки. Кроме того, если эта работа ведется системно и целенаправленно (а у нас в лицее именно так), то каждый учащийся оказывается в разных ролях: организатора, исполнителя, участника, наблюдателя, принимая участие в событиях и их подготовке.Крупнейшим событием лицейской жизни вот уже 8 лет является экономическая игра. На наш взгляд, это один из самых ярких примеров сотрудничества и взаимного влияния друг на друга педагогов и учащихся. Игра включает в себя элементы ролевых, организационно-деятельностных, деловых, предметных игр. Она позволяет учащимся учиться применять свои знания в различных областях: экономики, права, обществознания, математики, лингвистики и прочих; развивать социальную компетенцию, но главное – она в игровой форме моделирует реальную жизнь государства.На один день лицей превращается в государство со своим правительством, законами, валютой. Каждый учащийся сам выбирает себе роль в игре: члена правительства, частного предпринимателя, государственного служащего, рабочего и др. Не все притязания оказываются оправданными, например, президентом станет только один, а кандидатов бывает от 4 до 8, количество мест в правительстве тоже ограниченно. В процессе игры роль может меняться.Разные роли здесь и у педагогов, работающих вместе с ребятами: консультант, координатор, руководитель государственного предприятия, ведущий аукциона.Подготовка к игре начинается за несколько месяцев. Процессом подготовки и проведения игры руководит совет координаторов, в который входят администрация и педагоги. Каждый из них отвечает за функционирование отдельных моментов игры.Учащиеся 9-11-х классов могут баллотироваться на пост президента. Они проводят свою предвыборную кампанию, частью которой являются обязательные политические дебаты. После этого все учащиеся и педагоги участвуют в выборах президента. Избранный президент формирует правительство, которое разрабатывает основные законы и кодексы государства, рассчитывает общий бюджет. Здесь рядом с членами правительства учителя-координаторы. Каких только вопросов не задают им ребята! Не всегда есть возможность ответить сразу, так глубоко они копают. Координаторы всегда отмечают, что участие в игре стимулирует к тому, чтобы не просто освежить свои знания о государственном устройстве, но и ознакомиться с самыми новыми законами и постановлениями, провести собственный анализ публикаций СМИ по разным направлениям государственной политики.Ребята создают фирмы, предлагая определенные товары и услуги. Для этого они составляют бизнес-планы, на основании которых принимаются решения об открытии фирм и отказы, а затем в ходе игры ведут учет доходов, процент от которых выплачивается в качестве налога. Фирмы могут быть абсолютно разными: фотостудии, кинотеатры, танцевальные и изостудии, лотереи, выставки, кондитерские, пиццерии, блинные, кафе национальных блюд, магазины, парикмахерские.В процесс подготовки регистрации частных фирм вовлечены все классные руководители – те, к кому в первую очередь идут за советом и консультацией. Вот уж когда начинается совместное знакомство с тонкостями современного бизнес-проекта! Причем не фантазийного, а опирающегося на вполне реальные основания с точки зрения закона и существующей практики.Обычно после игры классные руководители отмечают, что большинство ребят настолько вникают в процесс, что заставляют своим примером их не отставать, и это становится настоящей школой жизни уже для взрослых участников игры. Так, например, одна из классных руководителей привела в пример ситуацию из собственной жизни. Ее родственник, молодой человек, хотел принять участие в создании лотереи как совладелец. Родители безуспешно пытались его отговорить и обратились в поисках аргументов к ней. Прочитав документы, она смогла найти в них явные ошибки и убедительно объяснила, почему их нельзя подписывать. Откуда у нее, учителя литературы, такие знания? От учеников! Они готовились в экономической игре к организации лотереи, и она волей-неволей изучила, как это делать. Конечно, это радикальный пример. Но учителя отмечают, что впервые серьезно заинтересовались тем, как начисляется в банке процент, как заполняется декларация о доходах, за что полагаются налоговые вычеты. «Если бы не игра…» – говорят они. «Если бы не…» – и называют имена особенно настойчивых учеников.Одновременно с этим начинается организация работы государственных фирм. Их руководителями являются учителя. Главная цель этих организаций – дать возможность заработать деньги интеллектуальным трудом. Учителя готовят различные практико-ориентированные задания, опосредованно связанные с учебными предметами.Например, дизайнерское бюро, где сотрудникам предлагается сделать расчет необходимых стройматериалов для ремонта конкретной квартиры (по плану), также учащиеся могут предложить варианты перепланировки квартиры, исходя из определенных расчетов.Туристическая фирма, организованная учителем иностранного языка, предлагает сотрудникам сделать перевод меню ресторана на иностранный язык или с иностранного на родной, составить экскурсию на иностранном языке, перевести путеводитель и т. п.Издательский дом (учитель русского языка и литературы) набирает работников для редактирования текстов, подготовки их к публикации, сбора материалов для выпуска газеты, иллюстрирования книг…В конструкторском бюро (информационные технологии) сотрудники могут попробовать свои силы в сборке роботов и написании программ.Юридическая консультация предлагает решение юридических задач на основе литературных произведений и художественных и мультипликационных фильмов.И многое-многое другое. Важно, что знания нужно использовать не в привычной системе «вопрос (задача) – решение – ответ», а в практическом применении к решению смоделированной жизненной ситуации. И здесь зачастую ученики предлагают более интересные, неожиданные решения, чем те, которые были у учителя. На обсуждении игры всегда есть подобные примеры, о которых педагоги говорят: «Пришлось исправлять по ходу игры» или «Обязательно учту на следующий год, если буду снова этим заниматься». А еще немало удивления: «Надо же, Иванов (Смирнов, Кузнецов…) какие решения нашел! А на уроках он совсем другой».Мы убеждены, что учитель и ученик, начав свое сотрудничество за пределами урока, обязательно продолжат его и на уроке. Ведь уже невозможно отмахнуться от человека (ученика), научившего тебя пользоваться новой компьютерной программой, невозможно грубить человеку (учителю), который вместе с тобой вечерами писал бизнес-план…Так ученики учат нас искать и находить к ним другие подходы, не всегда прямые и простые, но ведущие к пониманию и сотрудничеству, не только учить их, но и учиться у них.Константин ПЕТРОВ, директор лицея №1598

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте