Во многих случаях на практике оценка выступает средством контроля, а иногда и наказания. При этом надо понимать, что обратная связь – один из краеугольных камней, базовых элементов (наряду с культурой учения, системой ориентиров и индивидуальными траекториями) персонализированной модели образования. Очевидно, что оценивание должно выступать прежде всего инструментом развития.
Инструменты оценивания
Если сравнить процесс обучения с процессом приготовления блюда, то итоговая оценка будет выражена словом «вкусно», после того как приготовленное попробуют. А формирующая – это комментарии опытного повара, который стоит рядом, пока блюдо готовится, и говорит, где добавить специй, а где уменьшить огонь. С психологической и педагогической точек зрения более грамотно накапливать достижения, чтобы на подходе к контрольной у ученика уже была сформирована траектория его успехов. Как интегрировать такое оценивание в массовую практику? Прежде всего заложить соответствующие инструменты в учебное содержание (контент).
Шкалированные учебные цели
Под учебной целью понимается явно сформулированное действие, которое учащийся сможет продемонстрировать по освоении предлагаемого содержания. Структурированные по трем уровням, такие цели составляют шкалу освоения модуля. В персонализированной модели образования в шкале выделяются три уровня образовательных результатов (табл. 1).
Уровень | Характеристика |
4.0 | Исследование, проектирование, перенос достигнутых результатов в другую область, синтетическое или междисциплинарное умение, применение умений и знаний в ранее незнакомых ситуациях |
3.0 | Целевой результат, на который направлено содержание модуля; анализ и понимание, которое можно применить к множеству примеров и обстоятельств, синтез из нескольких элементов |
2.0 | Уровень усвоения и простейшего понимания, действия по образцу, применение формул и алгоритмов, элементы более сложного действия |
Учебные цели формулируются на языке учащегося, делаются прозрачными даже до начала освоения содержания, чтобы и учащийся, и учитель могли использовать их как инструмент промежуточного и итогового контроля. Шкала показывает, на каком уровне достигнута цель. В отличие от отметки уровень содержит четко сформулированные критерии, тем самым предоставляет развивающую и содержательную обратную связь.
Система проверочных задач
Система оценивания в целом и отдельные проверочные задания в частности ориентированы прежде всего на обратную связь для ученика относительно его актуального уровня и перспектив развития. Проверочные задания – часть системы заданий учебного модуля (на схеме выделены красным). Достижение уровней 2.0 и 3.0 всегда диагностируется одним или несколькими проверочными заданиями. Уровень 4.0 в силу творческого характера предлагается оценивать по критериям-рубрикаторам, о чем будет сказано далее.
На платформе «СберКласс» представлены проверочные задания с 4 видами проверки:
– автоматическая проверка;
– самопроверка учеником по представленным на платформе ключам;
– взаимопроверка школьниками по представленным на платформе ключам, например, в парах;
– индивидуальная проверка отдельных заданий учителем по критериям/ключам.
Стоит подчеркнуть, что проверяется достижение цели, а не владение контекстом или знание частных деталей. Например, если в элементе цели фигурирует навык (например, «определять черты строения животного, которые являются адаптацией к его среде обитания»), то частное содержание (конкретное животное) не является важным. Если в цели фигурирует знание факта, примера, владение терминами, проверочное задание должно охватывать их достаточное количество. Отметим также, что проверочное задание может вовлекать учащихся в самостоятельный поиск определений в источниках информации, установление характеристики какого-либо явления, а не только просить воспроизвести усвоенное.
Критерии оценивания и рубрикаторы
Одна из долгосрочных целей персонализированного образования заключается в том, чтобы постепенно научить детей самооцениванию – когда ученик не ждет вердикта от учителя, а берет на себя больше ответственности за успехи и неудачи. Он понимает, где он был хорош, а где – не очень. Первым шагом для внедрения этого принципа становится изменение самих критериев оценки, каждое задание должно сопровождаться четким описанием того, как оно оценивается. На платформе «СберКласс» для сложных заданий уровня 3.0 и выше применяется критериальное оценивание, основным инструментом которого являются схемы оценивания/рубрикаторы (табл. 2).
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, когда оценка складывается из составляющих, которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной деятельности. Например, при написании сочинения отдельно оцениваются знание и понимание произведения, владение письменным русским языком, разнообразие лексики, структура текста и т. д. Таким образом, итоговая отметка оказывается гораздо информативнее традиционной единой отметки за задание и дает ученику понимание первоочередных зон развития.
Способы перевода достижений в отметку
Несмотря на демократичный характер персонализированной модели, в ней есть место и для оценок. Поскольку каждая школа вправе устанавливать свои формы, периодичность и порядок проведения текущего оценивания и промежуточной аттестации, у педагогов появляется возможность для маневра. В персонализированной модели возможны 5 вариантов оценивания. Их условно можно обозначить как традиционный, традиционный+, модульный, модульный+ и динамический (табл. 3).
По механизму вычисления отметки все варианты группируются по трем направлениям.
Первое направление – вычисление среднего арифметического.
В этой логике работают традиционный и модульный варианты. При традиционном варианте задания в модуле обязательны и оцениваются с помощью подсчета среднего арифметического.
Укрупненной версией традиционного варианта оценивания является модульный, когда оценка за модуль ставится по результатам достижения уровней. За финиш на уровне 2.0 школьник получает отметку «удовлетворительно», на уровне 3.0 – отметку «хорошо» или «отлично» (по успешности выполнения основного задания, оценка по рубрикатору), на уровне 4.0 – дополнительную отметку «отлично». Далее считается среднее арифметическое из отметок пройденных модулей.
Второе направление – учет среднего взвешенного.
В традиционном+ и модульном+ вариантах оценивания к каждой отметке добавляется «вес».
В традиционном+ «вес» зависит от типа задания: чем выше уровень задания, тем весомее его оценка. Например, решение теста на уровне 2.0 «весит» 1, основное задание на уровне 3.0 – 2, а итоговый тест на уровне 3.0 «весит» 3. В этом случае средневзвешенная отметка считается так: сумму произведений отметок на их «вес» поделить на сумму «весов» отметок. Безусловно, учителю не потребуется вести такой подсчет вручную. С этой задачей вполне справится базовая настройка в электронном журнале.
В модульном+ «вес» отметки меняется от модуля к модулю за обозначенный учебный период (модуль 1 – «вес» 0,5, модуль 2 – «вес» 1 и т. д.). Это вариант оценки прогресса. Для этого отлично подходит сравнение со спортивными тренировками: то, с какими результатами мы начинаем тренировочный сезон, менее весомо по сравнению с тем, как мы его закончим.
Третье направление – динамическое оценивание, поэтапное накопление.
Самым персонализированным вариантом из представленных является динамический. Он предполагает непривычно мало отметок за учебный период – всего одну. То есть за четверть ученик может пройти 5 модулей по предмету, достигнуть разных уровней, из которых в результате и будет выведена отметка. Работая с динамической накопительной оценкой, ребенок учится ошибаться и достигать желаемого результата, брать ответственность за свой образовательный маршрут, выбирать и развиваться.
Итоговая оценка рассчитывается в процентах: сумма достигнутых уровней по пройденным модулям делится на количество пройденных модулей (знаменатель предполагает, что все пройденные модули закрыты на уровне 3.0) и умножается на 100. Полученный результат пересчитывается в пятибалльную отметку по следующему алгоритму:
• 100% и выше – «отлично»;
• 75-89% – «хорошо»;
• 60-74% – «удовлетворительно»;
• ниже 60% – «не аттестован».
Для осуществления такого варианта оценивания пригодится электронная таблица, где процесс подсчета становится автоматическим.
Цитата номера
«В традиционной системе работу детей оценивают, сравнивая их ответы с неким образцом. Соответствуешь ему – получи «пять», чуть отклонился – «четыре», и так далее. А нам нужна накопительная система, которая учитывала бы любую деятельность ученика, направленную на достижение цели».
Виктор БОЛОТОВ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО
Новость
В 2019-2020 учебном году 15 школ из пяти регионов России вошли в проект «Персонализированная модель образования на платформе «СберКласс». Руководители пилотных школ осознали необходимость общения и обсуждения траекторий своего движения в рамках проекта. В результате была создана площадка для откровенного разговора – «Директорский клуб».
Мы приглашаем глав образовательных организаций, присоединившихся к проекту в 2020-2021 учебном году, на встречи с директорами пилотных школ. Ваши коллеги поделятся своим опытом, ответят на вопросы, предложат пути решения возникающих проблем.
Встречи проходят один раз в месяц в онлайн-режиме. Первая состоялась 6 октября 2020 года.
Вторая встреча запланирована на 10 ноября. Приглашаем руководителей школ, участвующих в проекте, принять участие, пришлем вам приглашение. Планируется обсудить следующие вопросы:
– разъяснительная работа с родительским сообществом;
– подготовка учителей, участвующих в проекте.
Не пропустите!
Комментарии