Дидактическая цель урока «Отмена крепостного права в России в 1861 году» – создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения материала средствами проблемной технологии. Образовательная цель – способствовать формированию представлений об особенностях Положения об отмене крепостного права для основной категории российского населения (крестьянства). Развивающая цель – обучать школьников умению характеризовать объекты и явления применительно к теме урока, аргументировать доказательства своего предположения. Воспитательная цель – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Тип урока –
Основные методы – частично-поисковый и проблемный.
Формы организации познавательной деятельности – индивидуальная и групповая.
Средства обучения – тексты исторических документов, интерактивная доска, учебник, кроссворд.
Структура и содержание занятия
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест, настраивает на активную деятельность.
2. Мотивация и целеполагание.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в Российскую империю второй половины ХIХ, где драматично развивались события внутренней и внешней политики.
Демонстрация видеофрагмента №1 из видеофильма «Александр II» (ООО «Видеостудия», КВАРТ, 2008 г.).
Видеофрагмент №1 доступен для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/20637619001/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%821.wmv.html
Учитель: Какие негативные черты российской действительности выявила Крымская война?
Ответы учеников.
Учитель: Многое изменила в российском обществе краткая речь, произнесенная императором Александром II 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства: «…чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны прийти к отмене этого».
Предположите, что подразумевал император в своей речи под словами «этого»?
Учитель: Итак, тема нашего урока – «Отмена крепостного права в России в 1861 году». Если говорить о цели урока, то к каким выводам вы хотите прийти, в чем хотите разобраться?
Учитель: Речь императора имела свое логическое продолжение: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнет само уничтожаться снизу».
Как вы понимаете высказывание императора?
Учитель: Отмена крепостного права не оставила равнодушными многих современников, в том числе знаменитого поэта Ф.И. Тютчева, писавшего:
Ты взял свой день… Замеченный от века
Великою господней благодатью –
Ты рабский образ сдвинул человека
И возвратил семье меньшую братию…
Кого поэт подразумевал под «меньшей братией»? В каком веке крестьянин стал «рабом» своего хозяина?
3. Изучение нового материала. Работа в группах
Учитель: 16 февраля 1861 года при непосредственном участии Александра II в Госсовете было завершено обсуждение проекта «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Демонстрация видеофрагмента №2 из видеофильма «Александр II» (ООО «Видеостудия», КВАРТ, 2008 г.).
Видеофрагмент №2 доступен для скачивания по ссылке:
http://narod.ru/disk/20637754001/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%822.wmv.html
Учитель: Как вы считаете, какие положения реформы были самыми важными для крестьянства?
Далее идет работа в группах с Положением от 19 февраля 1861 года (в группе распределяются роли: спикер, секретарь, хранитель времени, иллюстратор).
1-я группа рассматривает земельный вопрос;
2-я группа – временнообязанное положение крестьян и роль Уставных грамот;
3-я группа – выкупную операцию и институт мировых посредников.
Каждая группа заполняет таблицу (см. приложение 1). На работу дается 6 минут.
Учитель делает выводы.
Познавательные задания для групп.
Для 1-й группы
Какие земли под видом отрезков («лишняя земля», превышающая законом установленную норму) оказались по реформе в руках помещиков? Можно ли утверждать, что феодальные повинности (оброк, барщина) исчезли после отмены крепостного права?
Для 2-й группы
За отказ подписать Уставные грамоты крестьян ждала порой суровая расплата. В одном из уездов Новгородской губернии «подстрекателей» целыми деревнями свозили в город и публично на площади пороли розгами. Почему так жестоко власти расправлялись с крестьянами?
Для 3-й группы
«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был крайне затруднен. Как вы думаете, почему? Кто мог осуществить выход из общины?
Учитель: Современник отмены крепостного права так описывал объявление воли в одном из селений Казанской губернии: «Долго, но тщетно старались крестьяне понять текст переданного им документа. Понесли его батюшке, да того на месте не оказалось. Дьячок же прочитал нечто невразумительное. Толпа двинулась к грамотному столяру. А тот был чтец не бойкий и, увидев бумаги, сокрушенно признался, что не в состоянии ни прочесть, ни растолковать их. Тогда послали подводу за дельным грамотеем, жившего в соседней деревне. Толкователя потом, говорят, долго возили из села в село, кормили и поили, считая лучшим чтецом…».
К каким последствиям приводили такие ситуации в России после обнародования Манифеста об отмене крепостного права?
4. Закрепление
Учитель: Каждый правитель нашего государства имел прозвища, отражающие определенные черты характера или особенности внутренней и внешней политики. В заключение урока вам предлагается отгадать кроссворд, в результате чего вы узнаете прозвище императора Александра II (см. приложение 2).
Отгадав кроссворд, ребята узнают прозвище Александра II – Освободитель.
5. Разноуровневое домашнее задание.
Прочитайте параграф 20 учебника (с.138-143).
Сравните социально-экономическое положение крестьян до и после отмены крепостного права.
Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» писал :
Порвалась цепь великая,
Порвалась, расскочилася,
Одним концом по барину,
Другим по мужику.
Каким образом от отмены крепостного права пострадали и мужик, и барин?
Приложение 1
Таблица «Отмена крепостного права»
Вопросы
Земельный (аграрный)
Временнообязанное положение крестьян. Уставные грамоты
Выкупная операция.
Институт мировых посредников
Основные мысли
Выбор подходящей иллюстрации
Общий вывод
Александр Шибанов, учитель истории и обществознания гимназии №2 города Кирово-Чепецка Кировской области.
Приложение 2 во вложенном файле
Комментарии