Однажды человек, далекий от образования, посетовал: так много времени педагог уделяет «чужим» детям, живет их жизнями, а завтра они закроют дверь школы и забудут о нем… Придут новые ученики – и все повторится сначала. Если учитель добивается того, чтобы его дети когда-нибудь смогли обойтись без него, может, не надо к ним привязываться?
– Да, наступит день, и они уйдут во взрослую жизнь, – соглашается Ольга Васильевна Гаврик, учитель английского языка средней школы поселка Кличка Приаргунского района. – Судьба оставляет с нами лишь тех, кому нужны мы, кто нужен нам в определенный промежуток времени. Равно как и я однажды решила обойтись без школы…
Одиннадцать лет назад Ольга Гаврик, ныне учитель года-2018 Забайкальского края, переступила порог школы с представлением, что дети – цветы жизни и относиться к ним нужно как к цветам, с заботой и любовью. Но и цветы бывают разные…
– Первые шесть лет моего профессионального пути стали болезненным процессом прощания с иллюзиями о воспитании и обучении детей, – рассказывает Ольга Васильевна. – Получилось так, что я показала себя слишком мягкой вначале, вместо того чтобы быть менее твердой потом, как советовали коллеги со стажем. Тогда я не смогла осознать, что можно и нужно учиться сочетать в себе любовь к детям со строгостью. Но мучил вопрос: может, я готовлю детей к жизни, которая для них не существует? Зачем изучать английский в сельской школе? Большой мир, по словам детей, для них закрыт, а в поселке вполне можно работать и без языков. Не нужен был английский ни ученикам, ни их родителям, ни их окружению…
Это время стало для молодой учительницы настоящим плавильным котлом. Борьба с самой собой закончилась решением выбрать другую дорогу. Два года Ольга Гаврик проработала в банке, в мире холодного расчета и строгих цифр. Карьера складывалась – довольно быстро она из агента прямых продаж доросла до старшего специалиста-эксперта.
– Я постоянно применяла педагогические навыки, полученные в школе, – вспоминает Ольга Васильевна. – Например, умение вести переговоры – это результат ежедневного общения с детьми и их родителями, постоянного поиска правильного подхода к сердцу ребенка; ведение бизнес-презентаций – результат многочасовой подготовки к урокам. Но и в банке было много учебы, потому что современный мир требует непрерывного образования. Для меня открылся мир бизнес-технологий, направленных на развитие творческого потенциала сотрудников. Я увидела, что их можно использовать и на уроках английского с учениками! Именно в банке я осознала, насколько все взаимосвязано, как соприкасаются такие разные области – образование и бизнес, да и все в мире. Банк с мировым именем научил меня быть лицом компании, а рост по карьерной лестнице помог обрести уверенность в себе. Благодаря этому я поняла, что учитель – это лицо всего образования в нашей стране, человек, который принимает вызовы современного мира, потому что ощущает свое место в жизни и свое призвание.
– Когда я решала, в какой вуз поступать, профессии учителя в списках не значилось, – честно признается Ольга Гаврик. – Мечтала о путешествиях, поняла, что нужно освоить иностранный язык. Друзья удивлялись, что я стала учителем, ведь об этом никогда не шло и речи. Но могу сказать точно, что нечто на подсознательном уровне определило мою судьбу еще в детстве, когда мама, будучи учителем географии по профессии, но не проработавшая в школе ни года, рассказывала невероятные истории о путешествиях, о других странах, о наших предках… Из маминых же рассказов я узнала, что иностранные языки – это часть семейной истории. Предки говорили на иврите, польском и испанском, мама – на украинском, папа – на белорусском, и объединял всех, конечно, русский. Как сказал Стив Джобс, соединить точки своей жизни мы можем только тогда, когда оглянемся назад.
Ольга Васильевна вернулась – в класс, к себе, уже четко осознавая, чем хочет заниматься. За два года школе не удалось найти постоянного учителя английского – только раз в неделю давали уроки приезжие педагоги. Но эти два года изменили все.
– В первое время я открывала моих детей заново, выстраивала с ними отношения. Мы по-новому смотрели друг на друга. Девочки превратились в настоящих красавиц, мальчики – в статных юношей. Одни ученики сохранили статус хорошистов и отличников, другие его потеряли, третьи повзрослели и стали серьезнее относиться к учебе. Изменились их вкусы и предпочтения, и каждый урок теперь что-то новое и для меня, и для них. Эти два года научили нас ценить друг друга. Родители школьников стали хорошей опорой для меня во многих вопросах. Они первые, кто осознал необходимость знаний по иностранному языку в современном мире, переживая за будущее своих детей.
Сразу после возвращения Ольга Васильевна возобновила традиционные рождественские концерты на английском языке, которые были гордостью школы. Год спустя взялась за ремонт кабинета вместе с десятиклассниками, которые вызвались помочь осуществить ее задумки по оформлению. Теперь ей достался методический кабинет, долгое время бывший без хозяина, неприглядный и не вызывающий желания учиться. После ремонта он стал лучшим в школе.
– Полученный опыт работы с людьми совершенно другого толка помог мне по-другому смотреть на свой предмет и на школу в целом, – рассказывает Гаврик. – Иногда мне кажется, что каждому учителю необходимо иметь возможность попробовать свои силы совершенно в другой сфере, потому что это помогает лучше понять, кто ты есть на самом деле, раскрыть новые грани своего профессионализма. Пожалуй, самым большим плюсом во всей этой истории стало то, что после двухлетнего перерыва у меня появилось несколько человек, которые решили связать свою жизнь с английским языком профессионально и, соответственно, сдавать выпускные экзамены. До этого у меня уже была ученица, которая сдавала английский язык, но тогда она была одна на всю школу. Теперь же интерес к предмету стал настоящим. Мои ученики занимают первые места в районных олимпиадах по английскому языку, принимают участие в краевых и международных олимпиадах и конкурсах. Некоторые успехи стали первыми в истории нашей школы. Сейчас мои выпускники учатся в вузах Забайкалья, Сибири и Дальнего Востока и продолжают изучать английский.
Именно ученики стали причиной того, что Ольга Гаврик почувствовала в себе силы подать заявку на участие в конкурсе «Учитель года». С ними она опробовала идеи, которым научилась в банке, и стала создавать иноязычную креативную среду в школе посредством бизнес-технологий. Множество задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов, позволили ей интегрированные уроки. Это и повышение мотивации (необычно – значит интересно), и рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях, и организация целенаправленной работы с мыслительными операциями, и показ межпредметных связей, их применение.
Комментарии