search
main
0

Возвращение к открытому миру

Первое постпандемическое Евровидение окрасилось в итальянские цвета

В Роттердаме завершился песенный фестиваль «Евровидение»-2021. Представительница России Манижа с композицией «Russian Woman» заняла девятое место, что, в общем, неплохо, учитывая уровень остальных конкурсантов, хотя и несколько обидно, ведь, казалось, посыл, с которым исполнительница обратилась к миру, должны оценить гораздо больше зрителей и профессионалов. Что вышло, то вышло. Но праздник удался.

 

На этом празднике музыки Россия не была лишней
Фото с сайта likorg.ru

Яркие номера, мощные голоса и экстравагантные образы, а главное – радость возвращения к необыкновенному шоу после пандемической катастрофы не покидала на протяжении нескольких часов этого представления.

Евровидение-2021 особенное. Во-первых, конкурс отмечает свое шестидесятипятилетие, а во-вторых, проходит после двухлетнего перерыва. В прошлом году фестиваль отменили из-за пандемии. Она внесла коррективы и на этот раз. Один из участников исландской группы Daði og Gagnamagnið заболел коронавирусом, и ребята не смогли выступить вживую перед многотысячной публикой. Благо организаторы разрешили им прислать запись песни с репетиции, которая и транслировалась на экране. Композицию «10 years» высоко оценили и зрители, и жюри из разных стран. В итоговой таблице она заняла четвертое место.

Впрочем, внимание российских зрителей было приковано к номеру пять, под которым выступала Манижа. Ее песня «Russian Woman» успела набрать двенадцать миллионов просмотров на YouTube – больше, чем у всех остальных конкурсантов. Дело тут, конечно, не столько в смеси народных мотивов, рэпа, русского с вкраплением английского, а также энергетики самой исполнительницы с непростой судьбой, сколько в призыве, который обращает певица к женщинам: ничего не бойся, будь собой, забей на стереотипы. «Встала и пошла!» – восклицает Манижа, и этот призыв из уст популярной певицы невероятно важен для огромного количества людей в России, где, увы, до сих пор не изжит сексизм и не принят закон, защищающий жертв домашнего насилия. Сам номер построен на выходе женщины из привычных образов и представлений. Отсюда гигантский сарафан, в котором предстает Манижа на сцене. Такой своеобразный символ положения девушки, жизнь которой подчинена исключительно тому, чтобы найти прекрасного принца, того самого, кто проведет ее по полю. Причем это «плывущее платье», как его назвали критики, составлено из лоскутов, характерных для разных народов России, что, с одной стороны, подчеркивает национальное многообразие страны, а с другой – показывает универсальность стереотипных представлений о роли женщины.

Вот только Манижа выходит из этого платья, оставляя подобные стереотипы. Вот почему она предстает в рабочем красном комбинезоне, словно говоря: женщины умеют и любят работать, они самодостаточны и готовы пробить стену непонимания. Кульминацией становится, когда в финале с экрана Маниже подпевают актриса Чулпан Хаматова, журналистка Елена Костюченко, общественный деятель Нюта Федермессер и многие другие, те, кто своим примером доказали, что женщина не приложение к мужчине, а сильная и самостоятельная личность, способная преображать мир.

Большая часть песни Манижи на русском языке, что было далеко не всегда. Представители России на Евровидении последний раз пели по-русски в 2009 году. Но тогда Анастасия Приходько чередовала русский и украинский, а полностью по-русски пела скандальная t.A.T.u. аж в 2003‑м. Композиция «Не верь, не бойся, не проси» заняла третье место. Петь на родном языке, если это не английский, на Евровидении всегда рискованно, но на нынешнем фестивале первые три места достались песням на национальных языках. Впрочем, еще одной особенностью нынешнего фестиваля стала его полиэтничность. Например, Нидерланды представлял выходец из Суринама Жангю Макрой, Швецию – молодой и очень талантливый исполнитель Туссе, конголезского происхождения, да и Манижа родилась в Таджикистане и в детстве переехала в Россию. Таким образом, на сцене Евровидения еще в большей степени проявилось все многообразие культур, которые, несмотря на различия и противоречия, способны сочетаться друг с другом. Это особенно важно, учитывая, что пандемия во многом изолировала людей и страны, и вот все снова вместе.

Победили же экстравагантные и дерзкие итальянцы из группы Måneskin. Их песне «Zitti e buoni» («Тихие и смирные») зрители дали целых 318 баллов. Интересно, что композиция появилась еще в 2016 году и задумывалась как баллада, но затем ее переработали в жанре рок. Вышло эффектно. Этакое утверждение права молодого поколения на свой образ жизни, права быть «сумасшедшим», но «не таким, как они». Местами агрессивная подача вкупе с мощной музыкой по-настоящему завели публику. Однако профессионалы на первое место поставили элегантного представителя Швейцарии Дьжёнса Тирса, в итоговой таблице он оказался третьим. Его исполнение песни «Tout l’univers» («Целая Вселенная»), несомненно, одно из лучших. Да что там говорить, у Тирса космический, завораживающий голос, который пробирает до глубины души. При внешней камерности его номера он очень гармоничен и остается в памяти. Незабываемо выступление и серебряного призера Евровидения Барбары Прави из Франции. Ее «Voilà» напомнило великую Эдит Пиаф. Так и звучало фоном в памяти: «Padam, padam, padam…» Пиаф пела про неотступный мотив, который ее преследует, а Прави – про себя «среди шума и тишины», пронзительно, тонко, искренне.

Евровидение-2021 словно вернуло зрителей во времена до пандемии, в эпоху открытого, глобального мира, который при всех своих издержках все же лучше изоляции и конфронтации. Отрадно, что на этом празднике музыки Россия не была лишней.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте