search
main
0

Возвращение Гоголя

В рамках внеконкурсного показа российских программ XXXI ММКФ прошла московская премьера фильма Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший». И хотя мировая премьера уже состоялась в Липецке, где картина получила приз Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», лента вызвала огромный интерес.

Перед показом вся съемочная группа по традиции вышла на сцену Дома кино. И каждого Наталья Сергеевна Бондарчук подробно представила, так что возникло четкое ощущение – фильм просто не состоялся бы без девушки-секретаря, без специалистов по кастингу, без художника и его сына, которые мастерили плот, на котором в фильме Гоголь добирается до Оптиной пустыни, без многих других людей, которые для зрителей всегда остаются за кадром… Особые овации – оператору Марии Соловьевой, ставшей лауреатом «Золотого Витязя» за лучшую операторскую работу.

Такая семейная атмосфера возникла не случайно. Над фильмом работала не только команда творцов, близких по духу, рядом оказались родные люди… Мария Бурляева, дочь Натальи Бондарчук, великолепно сыграла роль Анны Виельгорской, возлюбленной Гоголя; Иван Бурляев, сын, написал светлую музыку. Николай Бурляев, бывший супруг Натальи Сергеевны, воплотил образ Александра Толстого, в чьем доме Гоголь прожил последние четыре года. Но кажется, что и другие актеры входят в этот ансамбль как близкие люди. И Анастасия Заворотнюк, ушедшая от привычного имиджа ради роли Александры Смирновой-Россет, искреннего друга писателя. И особенно – актер Российского академического молодежного театра Евгений Редько. В его исполнении Николай Гоголь не просто запоминается, а вырастает, становится сложной личностью, которой до этого мы не знали, не чувствовали, хотя все изучали творчество писателя в средней школе…

После показа Наталью Сергеевну окружили зрители и журналисты. Вопросы задавали и те и другие. И уже было непонятно – это импровизированная пресс-конференция или встреча со зрителями…

– Мне нужна поддержка, – призналась Наталья Бондарчук. – Потому что это совершенно не прокатный фильм. Он хорош для семейного просмотра. Я думаю о том, что все картины, посвященные нашим гениям, которые мне пришлось с таким усилием делать, – о Тютчеве, о Пушкине и о Гоголе, – нужно показывать на уроках литературы, чтобы дети почувствовали, что это живые люди, с которыми можно просто общаться.

– Вы перевернули мнение о Гоголе.

– В советское время упорно говорили, что Гоголь к концу жизни сошел с ума. А почему? Потому что мы

защищали свой атеизм. Не Гоголь сошел с ума, а страна сошла с ума. Это единственный случай в нашей русской литературе, что писатель так близко подошел к христианству и понял, что без полного очищения своей сущности он не создаст то, на что его Господь сюда явил.

В самом малобюджетном историческом фильме, как с горечью говорит Наталья Сергеевна, Гоголь показан на излете жизни. Он перебирает эпизоды из прошлого – яркие картины родной Украины, редкие встречи с матерью и сестрами, радостные моменты общения с друзьями, неудачную историю сватовства к Анне Виельгорской. Один из кульминационных моментов картины – встреча по дороге в Оптину пустынь с умирающей девочкой. Писатель пропускает это горе через себя. И происходит чудо – девочка выздоравливает…

– У вас получился по-детски добрый фильм. А время у нас злое. Как вам удается сохранять эту доброту?

– На открытии фестиваля я посмотрела очень серьезный фильм Павла Лунгина «Царь», где ощущается достаточно мужская рука. Он на меня произвел двоякое впечатление. Потрясающая роль Олега Янковского – последняя, самая лучшая его роль. Но мне хотелось больше катарсиса, очищения, просветления. В моем фильме Гоголь умирает, но говорит перед смертью, и это подлинные его слова: «Как сладко умирать…»

Режиссер совершенно по-особому подала тему уничтожения второго тома «Мертвых душ». Гоголь делает это не в исступлении, а сознательно, после того, как его работу критикует священник. Наталья Сергеевна уверена, что священник был прав и Гоголь сделал так, как нужно было:

– Сейчас мы знаем вершину творчества Гоголя – «Мертвые души». А если бы мы увидели слащавость, приторность, неестественность? К концу жизни писатель понял, что тот великий труд, который он воздвиг внутри себя, он не успеет довершить, уже мало физического времени оставалось. Как человек честный, он не хотел ничего неприбранного оставлять.

Наталья Бондарчук собирается везти «Гоголя…» в Украину, на фестивали «Орленок» и «Артек», чтобы услышать, что о фильме скажут дети. И еще ей важно, как отреагируют на картину на родине Гоголя, на родине отца Натальи Сергеевны, Сергея Федоровича Бондарчука. В будущем году кинематографический мир отметит 90-летие российского режиссера. Так что фильм о Гоголе – в какой-то степени дань памяти отцу, который любил писателя, любил Украину, знал украинский язык. А еще Наталья Бондарчук планирует снять фильм о своем отце. Это будет еще одна историческая картина о российском гении. Дай бог, чтобы хотя бы на нее нашлись средства…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте