search
main
Топ 10
«Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Подписан приказ о возвращении РУДН имени Патриса Лумумбы В Краснодаре прошел самый массовый единый государственный экзамен досрочного периода Эксперты определили самый популярный предмет на ЕГЭ среди московских школьников
0

Возвращаясь к истокам. Практика этнографических уроков

​В школе №2006 уже несколько лет существует клуб встреч «Московская завалинка». Этот оксюморон только на первый взгляд кажется несколько странным. Что? В рамках огромного мегаполиса, одного из самых больших в мире, где найдется место провинциальной тихой завалинке, место вечерних посиделок и душевных хоровых спевок? А вот и нашлось! Да еще и объединило вокруг себя людей самых разных поколений, от мала до велика, и стало местом традиционных ежемесячных сборов жителей не только микрорайона, но и москвичей из других районов столицы. А приютом для «Московской завалинки» стал этнографический музей школы.

История народа сохраняется в его традициях и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях. Все эти объекты являются учебными экспонатами в школьном музее «Колесо истории», который включен в программу международного этнографического форума «Колесо истории: вперед к истокам». Для его работы разработана программа «Отечество». Музей дает довольно полное представление о русском крестьянском быте. Костюмы, мебель, предметы деревенской утвари для хранения вещей и уборки дома, утварь для приготовления пищи и хранения съестных запасов – с сентября 2008 года в школе широко внедрена практика этнографических уроков в помощь образовательному процессу. Начиная с первых классов вплоть до десятых классов на уроках используются музейные экспонаты. Так, в теме «Русские народные сказки» использовали плетеный короб, наполненный пирогами и дополненный куклой Машей – иллюстрация к сказке «Маша и три медведя». Для сказки «Царевна-лягушка» были использованы иллюстрации теремов и каравай на тканом полотенце.Музей – это не только экспозиция. Вокруг него организуется широкая экспедиционно-поисковая и исследовательская работа. Дети вместе с учителями выезжают в этнографические экспедиции. Первая школьная этнографическая экспедиция «Покров» была организована в октябре 2007 года в село Успенское Ливенского района Орловской области с целью выявить самобытные и талантливые творческие коллективы и отдельные личности среди детей. Наряду с этим экспедиция работала над возвращением утерянных традиций русской культуры, над формированием эстетических вкусов и убеждений, над развитием художественных склонностей. В программе экспедиции значились встреча с фольклорным объединением «Родники», встреча с учащимися школы села Успенское, экскурсии по школьной картинной галерее художника В.Я.Савенкова и школьному историко-патриотическому музею, экскурсия по сельскому историко-этнографическому музею «Крестьянский двор», посещение церкви Успения Божией Матери, экскурсия в усадьбу с посещением творческих мастерских художника М.И.Строева, этнографическая поездка в гости к бабушке Тамаре (Тамаре Васильевне Романовой), выпечка хлебов в русской печи с участием членов экспедиционной группы, встреча с жителями села, исполнение обрядовых песен и частушек (сочинитель Мария Ивановна Романова), беседа-интервью с корреспондентом газеты «Уездный город» и выступление в прямом эфире Ливенского телевидения перед аудиторией телезрителей в 90 тысяч человек.Поездка в город Балашов-1 Саратовской области к известному собирателю и исследователю русского фольклора, кандидату филологических наук, члену Союза писателей России, ветерану Великой Отечественной войны Павлу Федоровичу Лебедеву. Целью экспедиции было собирание образцов русского современного афористического творчества, исследование его истоков, традиций, поэтики. И ребятам действительно удалось записать множество пословиц, поговорок и загадок. В дар школьному музею были переданы также 12 книг от П.Ф.Лебедева с авторскими пожеланиями и напутствиями.Школьники приняли участие и в этнографической экспедиции к Байкалу. В ней приняли участие два педагога и полтора десятка школьников. Учащиеся сами брали интервью у жителей поселков на берегу озера и собрали многочисленные воспоминания, описания, фотоматериалы, сделаны записи бурятских сказаний и песен. В дар музею были переданы два полотенца XVI и XVIII веков, безмен, книги. Отчетные материалы по экспедиции стали темой для обсуждения на встрече с депутатом Государственной Думы Артуром Чилингаровым.Экспозиции школьного этнографического музея демонстрировались на многих городских выставках, таких как «Семейные традиции» и «Наше наследие» в МДОО, «Семья и общество» в Манеже. Результатом сделанного может служить тот факт, что дети стали с огромным интересом заниматься историей русского костюма, народными промыслами, многие школьники сейчас не расстаются с фотоаппаратом, создавая новые фотоэкспозиции для музея. Огромную популярность приобрели празднования в школе такого массового обрядового праздника, как Масленица, разрабатываются сценарии новых праздников и обрядов.В целом музей как форма обучения и воспитания активно используется в школе №2006 уже с начальных классов в рамках музейной педагогики. Музейная педагогика имеет огромное непосредственное влияние на обучение и развитие ребенка. Программа выстроена так, что она проникает во все предметы учебного цикла начальной школы и является наглядным сопровождением учебного процесса. Каждый музей включает в свои фонды большое количество экспонатов, которые рассказывают о прошлом и настоящем нашей Родины, людях, которые могут дать полное представление о целой эпохе. Видеть, слышать, прикасаться к изучаемому миру – все это дает не только зрительный ряд, но и эмоциональные переживания, которые ребенок пропускает через себя, не оставаясь безразличным и безучастным.Такое включение старинных экспонатов в живую современную жизнь дает им второе дыхание, делает их средством развития и воспитания. Но не только школьники любят приходить в этнографический музей.Здесь охотно бывают и жители микрорайона. Как правило, дети приводят сюда своих родителей, бабушек и дедушек. А атмосфера музея настраивает многих на воспоминания. Ими охотно и делятся посетители музея за чашкой чая, которую им гостеприимно предлагают хозяева музея – дети. В разговорах за круглым столом узнают они много нового, интересного, да и самим им есть о чем рассказать. Ведь почти каждая встреча в рамках клуба «Московская завалинка» – это встреча тематическая. К ней ребята готовятся, пишут рефераты, создают презентации, девочки же часто сами пекут печенье к чаю, накрывают столы. Такое общение не только сближает и обогащает, оно способствует успешному решению проблем отцов и детей, создает для ребят альтернативный компьютерам и телевизорам досуг, укрепляет живую связь поколений. И ни одно заседание клуба не обходится без коллективных песен. Когда человек поет, значит, он счастлив. Не это ли лучшее призвание для клуба по интересам?Галина ХАРИТОНОВА, педагог-организатор школы №2006

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте