То, что система образования Омской области перешла от этапа выживания к этапу активного обновления и развития, видно невооруженным глазом. Достаточно сказать, что в 2003 году увеличились расходы на капитальное строительство. С привлечением средств бюджетов всех уровней построено 9 школ, 3 детских дома, 2 школы-интерната. На поддержку материально-технической базы школ из областного бюджета выделено более шести миллионов рублей. Отремонтировано 480 образовательных учреждений – это 56 миллионов рублей из разных финансовых источников. Не только из бюджетов, но и от спонсоров, что тоже важно.
Бизнесмены желают сеять разумное, доброе, вечное! Правда, их нужно искать. Но ведь находятся! В том числе и за эти поиски 156 руководителей учреждений всех типов получили гранты областной администрации.
Горжусь тем, что программа «Школьный автобус» позволила обеспечить одно из важнейших направлений модернизации – доступность обучения. Благодаря 150 новым автомобилям ребята из самых отдаленных деревень области теперь без проблем добираются в свои классы. Замечу, что даже в самые тяжелые времена мы не закрыли ни одно учебное учреждение. Ведь если закрывается школа – гибнет село. Малочисленные школы становятся структурными подразделениями более крупных, те в свою очередь получают повышенный статус. Сегодня общеобразовательная школа самого отдаленного райцентра – Усть-Ишима – стала лицеем. Это говорит о том, что качественное образование востребовано во всех уголках области.
В 2003 году за счет федеральных источников финансирования в область поступили новые учебники и книги на сумму более 8 миллионов рублей. А региональный бюджет выделил на эти цели 9 миллионов.
Теперь о зарплате. Начиная с 1997 года сельские педагоги получают зарплату из областного бюджета. Всегда вовремя и всегда первыми. Мы, управленцы, – в последнюю очередь. Кстати, с 1 января 2004 года и городские педагоги стали получать деньги из того же источника. Средняя зарплата сельского учителя 12-го разряда сегодня – 3126 рублей (включая, 25-процентную президентскую и такую же губернаторскую надбавки). В этом году в бюджете области на зарплату заложена сумма в 1386,6 миллиона рублей, полностью покрывающая нашу потребность. Хотя, конечно, региональные усилия недостаточны. Нужны федеральные решения – в определении статуса педагога, его зарплаты, его социальной защищенности. Как можно говорить об уважении к старшим, если мы не можем помочь пенсионеру? Если учитель, труд которого не легче шахтерского, может себе позволить путевку в санаторий только в том случае, если весь год не будет ни есть, ни пить? Оздоровление нации, на мой взгляд, нужно начинать с педагогов, подъем страны – с подъема села. Сельский учитель – особая категория. Он не может быть «узким» специалистом, он должен быть образованнее, чем горожанин, знать и уметь больше.
В 2003 году мы продолжили целевой прием сельских ребят в Омский педагогический университет, Сибирский государственный университет физической культуры и Омский государственный университет. Увеличился прием, открылись заочные отделения, возросло число мест для подготовки учителей по нескольким профилям и количество «сельских» специальностей. Больше того – если абитуриент не идет в педуниверситет, то вуз идет к нему. У нас уже 10 лет действует филиал ОмГПУ в Таре, недавно открылся в Ново-Варшавке. Опыт показывает, что основная масса «целевиков» возвращается в родные места. Чтобы возвращались все, предприняты меры по материальной поддержке. Впервые в 2003 году всем молодым специалистам по указу губернатора было выплачено денежное пособие в 25 тысяч рублей. Кроме того, у них есть реальный шанс получить жилье с помощью специальной губернаторской программы, заплатив за него лишь 15 процентов стоимости. Сейчас вносятся поправки в закон «Об образовании» Омской области – социальная защита педагога будет выделена отдельной главой.
Комментарии