Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Возвращаем долг природе. Новое поколение будет относиться к ней более бережно

Учительская газета, №35 от 27 августа 2013. Читать номер
Автор:

​Ошибочно думать, будто проблемы экологии волнуют лишь тех, кто живет в местах максимального сосредоточения промышленных предприятий или перенаселенных городах, окруженных свалками. Тема охраны природы для Колымы более чем актуальна, поскольку эту территорию десятилетиями нещадно эксплуатировали, беря от природы все и не давая взамен почти ничего. Но времена меняются, как и отношение людей к миру, в котором они живут. В этом уверена директор Детского экологического центра города Магадана Анна РАЗЛИВАЛОВА.

– Анна Ивановна, с чем связаны экологические проблемы Магаданской области?- Золотодобывающая отрасль достаточно серьезно вредит окружающей среде. На нашей Колыме немало мест, где налицо физическое разрушение почвы, изменение русла реки, неправильная рекультивация земель. Новые технологии и передовые методы добычи полезных ископаемых позволяют более экономно использовать водные ресурсы, меньше загрязнять воздух, почву. И задача наша – вырастить поколение, которое заботилось бы о природе, жило в гармонии, умело исправлять то, что уже сделано, и не допускало бы впредь подобных ошибок. Не надо запрещать вообще что-либо добывать или производить, это тоже неправильно, надо учить правильному природопользованию.- С каким контингентом вы работаете?- C любым. Уникальность учреждения дополнительного образования в том, что сюда приходят абсолютно разные дети, из любых семей, и наша задача – найти каждому задание по душе. Кто хочет изучать экологию глубоко, занимаются здесь же научной работой, ставят эксперименты. В нашем научном обществе дети разного возраста, они работают с растениями, животными и птицами. Пишут рефераты, доклады, создают проекты, которые потом представляют и защищают. Есть дети, которым больше нравится практическая деятельность. Они с удовольствием ухаживают за цветами и своими питомцами. Если из них вырастут не ученые, а зоотехники и ветеринары, да и просто любители животных, это значит, что мы выполнили свою задачу.- А кто у вас работает?- У меня высококвалифицированный коллектив, из 41 педагога 3 заслуженных учителя РФ, 11 отличников просвещения. Практически все – с высшим образованием.- Давно ли существует ваша структура?- На будущий год будем отмечать 60 лет. Мы продолжаем традиции областной станции юных натуралистов, которая была открыта в Магадане 1 ноября 1954 года. Тогда в области организовывали производственные бригады, кружки «Юный лесовод» и «Голубой патруль». С 1992 года в системе допобразования, как и везде в стране, прошло сокращение учреждений. В нашем регионе сохранили центр, переведя его из областного в городское подчинение. Тем не менее мы работаем в тесном контакте с Департаментом образования администрации Магаданской области, являемся областной экспериментальной площадкой: «Региональный компонент как важная составляющая содержания дополнительного образования» и «Предпрофильная подготовка обучающихся в области геологоразведки, рационального природопользования, природоохранного и горнопромышленного дела».- Много ли детей посещает ваш центр?- На сегодня у нас обучается более 3000 человек. Наши педагоги работают практически во всех детсадах и школах города, оказывают методическую помощь в образовательных учреждениях области.- Получается, что не только дети приходят к вам в центр, но и ваши педагоги идут к ним в школы и сады?- Да, в школах есть свои кружки, которые ведут педагоги, но есть и те, которые ведем мы, реализуя свои образовательные программы. Например, дополнительно к школьному предмету «Окружающий мир» мы организуем кружки «Юный ботаник» и «Юный зоолог».- Каков график работы детского экологического центра?- Можно сказать, что мы работаем круглый год 7 дней в неделю. В клубе выходного дня даем консультации для взрослых по растениеводству, здесь же работает психолог, видеоклуб. У нас проводится много родительских посиделок, мероприятий, таких, как: «Мама, папа и я – экологическая семья!». Широко известен проект «Содружество», в котором задействованы родители, дети и педагоги.- Кто приходит к вам в обычные дни с утра? Ведь в это время у детей занятия в школе?- Дети, которые в школе учатся во вторую смену. Хочу еще добавить, что мы работаем с детьми группы риска, детьми с ограниченными возможностями. Ребята хорошо адаптировались в центре и активно принимают участие во всех мероприятиях. – Сам термин «дополнительное образование» предполагает некую необязательность, а значит, и второстепенность. Как у вас это воспринимается в регионе?- Как что-то необходимое, без чего невозможно обойтись. Если посмотреть охват детей дополнительным образованием в школах, это будет примерно 50%, а если прибавить культуру и спорт – 84%, хотя в федеральных планах к 2018 году обозначена планка лишь в 75%. Столь высокая востребованность дополнительного образования связана с особенностями нашего региона, поскольку в условиях плохой погоды дети не особо стремятся на улицу, очень жаждут новых впечатлений, а потому крайне важно занять их чем-то полезным. Дети могут ходить и в спортивную секцию, и в музыкальную школу, и в художественную. И все им интересно. Главное, что это считают нужным не только родители, но и сами ребята.- Я так полагаю, ценность кружков и секций еще и в том, что дети приобретают не только знания и умения, не только знакомятся друг с другом, но также получают какой-то документ об окончании курса?- Да, мы выдаем сертификаты, присваиваем звание «юнната-инструктора», и это очень востребовано, в том числе при составлении портфолио. Победителям тех или иных олимпиад, конкурсов и соревнований мы вручаем дипломы, грамоты, это тоже стимулирует детей.- Кто вам помогает?- Мы имеем поддержку администрации области, мэрии города, тесно сотрудничаем с департаментами образования, леса, природных ресурсов, водных ресурсов, Росприроднадзором, Северо-Восточным комплексным научно-исследовательским институтом (СВКНИИ ДВО РАН), государственным заповедником «Магаданский», учебно-методическим Центром ГО и ЧС по Магаданской области и многими другими. Благодаря этой поддержке мы имеем возможность вывозить ребят в центральные регионы страны на самые разные мероприятия – международный форум «Зеленая планета», Всероссийский конкурс имени Вернадского, детский эколого-этнографический конгресс «Полярное лето» и так далее. И конечно, большую помощь центру оказывают ветераны экологического движения. Они частые гости на наших мероприятиях, занятиях в детских объединениях. Ежегодно 5 июня мы вместе с ветеранами даем старт экологическому лету. В нем участвуют экоотряды всех школ города и области. С транспарантами и плакатами колонны школьников шествуют по улицам городов и поселков Магаданской области, что выглядит очень торжественно и внушительно.- Анна Ивановна, а какими еще конкретными делами по охране природы занимаются дети?- О, этих дел не перечесть! Могу назвать акции «Чистый берег», «Чистый город», «Чистый лес», трудовые десанты в места отдыха, мероприятия по озеленению города и др. Правда, нас нередко спрашивают, не подменяем ли мы детским трудом труд коммунальных хозяйств, ведь озеленением, уборкой мусора и благоустройством парков должны заниматься соответствующие службы, на это из бюджета тратятся солидные средства. Я согласна, что каждый должен заниматься своим делом, но если у соответствующих служб не всегда что-то получается, нельзя стоять и ждать, пока это получится само собой. Нужно самим взять и исправить недостатки. Лежит мусор на газоне – возьми и убери его в урну, можешь посадить дерево – не жди, когда его кто-то посадит! Ребенок, очищая берег от хлама или лес от банок и бутылок, понимает, что делает очень важное и полезное дело. А когда он вырастет, то не только сам не будет сорить, но и своих детей воспитает в том же духе.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту