search
main
0

Возрождение традиций. Как сберечь здоровье детей

В подмосковной Балашихе есть уникальное учебное заведение – «Земская гимназия», первая в современной России. Она была открыта в 1991 году. Инициаторами ее создания стали родители и учителя города, которых не устраивало качество обучения и воспитания детей и подростков в государственных школах.

Становление

Решающим моментом в разработке идеи создания школы нового типа стали встречи с педагогами-новаторами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. В 1988-1991 годах в Балашихе анализируется дореволюционный и советский опыт в сфере образования и воспитания, начинает работать группа учителей под руководством Игоря и Галины Кравченко. Организуются встречи и дискуссии со многими отечественными педагогами-новаторами, проводятся заседания семейного клуба. В середине 90-х годов инновационный импульс в развитии земской гимназии придали научные идеи Ирины Зимней, академика РАО, доктора психологических наук, под руководством которой реализуется программа «Достоинство», а также доктора медицинских наук, профессора Владимира Базарного, внедряющего программу «Здоровье».

Сегодня «Земская гимназия» существует на средства родителей и государственного финансового норматива. Более четверти гимназистов – льготники или учатся бесплатно. Одной из особенностей управления учебным заведением является то, что ученический совет и педагогический могут выступать с любыми новациями и предложениями. Руководство гимназии ни одно важное решение не принимает без согласования их с родительским и попечительским советами.

Физическая культура – предмет не второстепенный

В программе обучения – основы православной культуры, народные танцы, изучение народных промыслов и ремесел, фольклора, хоровое пение. В гимназии ведется раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек, большое внимание здесь уделяют сохранению и укреплению здоровья детей. В учебном заведении значительно снизилась детская гиподинамия. И все благодаря внедрению парт-конторок, теперь ребята могут время от времени выполнять задания стоя. В классах установлены специальные тренажеры для глаз, которые развивают зрительную координацию, снимают напряжение, тренируют глазные мышцы. На уроках гимназисты могут стоять на массажных ковриках без обуви, это стимулирует энергетические зоны всего организма, снимает напряжение с обездвиженных ступней. В начальных классах применяются движущиеся демонстрационные кресты и держалки для обучения детей грамоте в режиме ориентированно-поисковой и телесно-моторной активности в свободном пространстве.

В гимназии ежедневно после третьего урока проводится

30-минутная перемена на свежем воздухе – чтобы у ребят не было нервно-психических перегрузок. Большой популярностью среди гимназистов пользуется игра в пионербол. Почти все уроки физической культуры проводятся с использованием музыкально-ритмических игр и эстафет. Чтобы повысить интерес детей к занятиям физической культурой, в «Земской гимназии» ежемесячно проходят дни здоровья. А соревнуются ребята на свежем воздухе, это закаляет, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Родители с удовольствием откликаются на предложения учителей физкультуры выйти на беговую дорожку вместе с детьми, принять участие в «Веселых стартах». Совместные состязания повышают авторитет родителей в глазах детей и педагогов. В гимназии ведутся занятия с детьми специальной медицинской группы, совсем освобожденных учеников от уроков физкультуры здесь нет. В группах оздоровительной гимнастики детей обучают правильному дыханию, умению держать осанку.

Новоселье и совершеннолетие

Недавно «Земская гимназия» отметила свой 16-й день рождения, который совпал с новосельем школы и юбилеем ее директора – Галины Викторовны Кравченко. Перед торжественным концертом научный консультант «Земской гимназии» Игорь Кравченко проводит меня по просторным коридорам и аудиториям нового здания, возведенного по самым современным образцам строительства. Сегодня в учебном заведении учатся 220 детей, работают 60 педагогов, около 30 процентов из которых – мужчины. В гимназии – прекрасная материально-техническая база, великолепные спортивные залы, на территории сооружен спортивный городок с хоккейной площадкой. Экскурсию я заканчиваю в гимназическом музее «Земское образование: история и современность». Руководитель музея, созданного совсем недавно руками учеников и педагогов, учитель истории Леонид Акимов знакомит меня с экспозициями, рассказывает о развитии земского движения в России, начиная с XIX века и заканчивая современностью.

Торжественный концерт начался с многочисленных поздравлений в адрес руководителей и учителей «Земской гимназии». Перед гимназистами, педагогами и родителями, заполнившими прекрасный актовый зал, с теплыми пожеланиями выступили почетные гости, среди которых были настоятель Храма Рождества Пресвятой Богородицы отец Владимир Бороздинов, духовный наставник, освятивший рождение гимназии, профессор Владимир Базарный, писатель Владимир Крупин. Ученики выступили с театрализованным представлением, весело и художественно обыграв каждый из периодов жизни «Земской гимназии». А успехов здесь было немало. Балашихинские гимназисты неоднократно становились победителями и призерами городских и всероссийских предметных олимпиад и творческих конкурсов, спортивных соревнований. Гимназия отмечена различными дипломами и грамотами всероссийского уровня. За время существования «Земской гимназии» из ее стен вышло 27 золотых, 38 серебряных медалистов, 42 выпускника поступили в МГУ имени Ломоносова, 15 – в Юридическую академию, около 40 человек – в престижные гуманитарные вузы.

Балашиха, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте