Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В театрализованной игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире. Театрализованная игра способствует самореализации каждого ребенка, дает детям возможность решать многие проблемные ситуации, позволяя застенчивым детям перешагнуть черту робости и стеснение.
Нами была разработана анкета с вопросами и проведено анкетирование родителей. На основании изложенного мы сделали следующие выводы: родители мало уделяют времени на посещение детских театров и не играют с детьми в театрализованную игру дома, редко общаются и беседуют со своими детьми о литературных персонажах, о понравившихся или не понравившихся героях сказок. В пожеланиях и предложениях родителей мы отметили, что в основном они хотят больше видеть театрализованных представлений в детском саду с участием самих детей.
Свою работу по театрализованной деятельности мы начинаем с этапа, когда набираем маленьких детей в группу. Проводим с родителями круглые столы и экскурсии по детскому саду. В процессе совместных обсуждений проявляются наболевшие вопросы, проблемы выносим на обсуждение. Родители высказывались по поводу интересных форм досугов, клубных часов, которые им известны по своим и другим семьям. Здесь же выявлялись родительские возможности организации таких досугов (профессиональные и личные): кто что может организовать и провести. Пожелания родителей учитывались при планировании мероприятий. Родители делились своими семейными традициями. Некоторые из этих традиций нам показались очень интересными.
Для решения проблемы тесного сотрудничества с родителями мы выбрали форму работы по взаимодействию детского сада и семьи – семейный театр.
Семейный театр – неформальное объединение родителей, педагогов и детей для решения практических задач воспитания. Людей сплачивают увлеченность конкретными идеями, совместное творчество взрослых и детей.
Основой деятельности нашего семейного тетра является добровольность.
В наш семейный театр «Фантазеры» вошли самые активные, увлеченные музыкой и культурой родители.
Совместными усилиями в группе была создана предметно-пространственная среда, оборудован театральный уголок «Мир театра», где имеются куклы-марионетки, би-ба-бо и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр-превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.
Кроме того, существует «Уголок сказки», где есть костюмы разных персонажей, сундучок с элементами волшебства для самостоятельной деятельности детей.
В рамках взаимодействия с родителями ежегодно мы проводим консультации для родителей на тему «Чем хороши театрализованные игры для детей» и театральные гостиные совместно с родителями и детьми на разные театральные темы.
В процессе сотрудничества через театральную деятельность создаем ситуацию успеха каждому в реализации себя.
Практически во всех мероприятиях (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители, что вызывает у детей восторг, гордость и желание быть похожим на взрослого, научиться выразительному исполнению ролей.
Разрабатывая сценарии мероприятий, мы часто используем прием включения родителей в игровую театрализованную ситуацию, смоделированную в рамках утренника. Просмотр таких постановок и участие в них дают детям возможность в полном объеме перенимать опыт взрослых (постановка сказки В.Сутеева «Под грибом», русской народной сказки «Колобок»).
Начиная с младшей группы мы проводили интересные беседы, занятия, праздники, досуги и развлечения по театрализованной деятельности совместно с родителями. Использовали разные виды театра в зависимости от поставленной цели. Дети учились азам актерского мастерства – сопереживанию своему персонажу, мимике, жестикуляции, интонации, кукловождению. Эта методика помогает ребенку быстро и безболезненно адаптироваться в коллективе.
Совместные творческие проекты «По сказкам дедушки Корнея» (постановка отрывков из сказок К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр»), «В гостях у Марьи Искусницы» (постановка русской народной сказки «Колобок» с участием всех детей группы), «Сергей Михалков – детям» (инсценировка сказки «Как старик корову продавал»), «Маму я свою люблю, я ей сказку подарю» (постановка сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?») позволили родителям побывать авторами текста, исполнителями ролей, почувствовать творческую атмосферу и раскрыть свои умения и таланты. Родители помогают оформлять декорации к сказкам, разучивают роли, шьют костюмы своим детям, подбирают музыку и ведут музыкальное сопровождение во время спектакля, проводят видео- и фотосъемку. Главное – все это помогло перевести родителей от проживания рядом с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия.
Юлия ЯКОВЛЕВА, воспитатель школы №305
Комментарии