search
main
0

Возобновляемый ресурс. Единая коллекция ЦОР для пропедевтического курса информатики и ИКТ

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных (цифровых) образовательных ресурсов, способных поддержать все компоненты образовательного процесса.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Это позволяет успешно решать следующие дидактические задачи:

предъявление учебной информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов;

информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

моделирование объектов, явлений и процессов;

расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;

контроль и оценка знаний учеников.

Многие учителя разрабатывают необходимые им электронные образовательные ресурсы самостоятельно, затрачивая при этом достаточно много собственного свободного времени. Мы рекомендуем коллегам-информатикам, прежде всего шире использовать интернет-ресурсы, в частности, учебные материалы нового поколения (инновационные учебные материалы), разработанные по заказу Минобрнауки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования» и размещенные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

Рассмотрим некоторые примеры размещенных в ЕК ЦОР ресурсов, которые можно использовать при проведении уроков информатики в 5-7-х классах. При этом сразу же отмечу, что практически ни один из них не позиционирован разработчиками как ресурс именно для этой возрастной категории школьников. Так, прямой поиск (указываем интересующие нас классы и название предмета) по каталогу в ЕК ЦОР дает нам весьма скромные результаты (рис. 1).

В разделе «Инновационные учебные материалы» размещен разработанный фирмой 1С информационный источник сложной структуры «Информатика. 8-9 классы». В его состав включено достаточно много отдельных ресурсов, которые могут быть успешно использованы на более ранних этапах обучения, а именно в 5-7-х классах.

Так, хорошей иллюстрацией к рассказу учителя на первых уроках информатики в 5-м классе может стать ЦОР «Классификация информации по способу ее восприятия людьми», состоящий из нескольких последовательно сменяющихся слайдов со звуковым сопровождением (рис. 2).

Интересны и доступны для восприятия пятиклассников будут ресурсы «Восприятие информации животными через органы чувств», «Кто как видит», «Хранение информации. Память», «Информация и ее носитель», «Источник и приемник информации», «Помехи при передаче информации» и другие.

Такого же типа ресурсы в ЕК ЦОР можно подобрать и для уроков информатики в 6-7-х классах, например, ЦОР «Документы», «Субъективный подход к определению понятия «информация», «Непозиционные системы счисления» и так далее.

Обучающий эффект при использовании такого типа ресурсов достигается за счет синхронизации информационных потоков – анимированной графики, звука, текста. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы координировать учебный процесс, управляя темпом «проигрывания» ресурса. Как правило, такие ресурсы снабжены «линейкой времени», позволяющей в дополнение к заложенным в них паузам делать дополнительные остановки, повторы и тому подобное.

В этой же разработке есть ресурсы, поддерживающие активные формы работы ученика на уроке.

Так, в виртуальной лаборатории «Оптические иллюзии» каждый школьник может не просто своими глазами увидеть ряд изображений, но и, применив специальные виртуальные инструменты, убедиться, что возможности человека по восприятию информации глазами имеют ограничения (рис. 3).

Самостоятельная работа школьников по изучению нового материала – алгоритма перевода целых чисел из десятичной системы в двоичную – может быть организована с использованием ресурса «Преобразование десятичного числа в другую систему счисления» (рис. 4).

Здесь в игровой форме (что снимает лишнее эмоциональное напряжение) ученику пошагово демонстрируется, каким образом осуществляется перевод некоторого целого десятичного числа в двоичную систему счисления. Работая индивидуально, он может рассмотреть сколько угодно разных примеров, пока прочно не усвоит соответствующий алгоритм действий.

Используя ресурс «Цифровые весы», учитель может организовать исследовательскую деятельность школьников, которые, совершив ряд манипуляций по взвешиванию грузов в этой виртуальной лаборатории, смогут самостоятельно открыть метод разностей (рис. 5).

Кроме того, в состав рассматриваемой разработки включено большое количество заданий в тестовой форме, которые могут быть использованы учителем на этапе контроля знаний.

Непосредственно для учеников 2-6-х классов предназначен комплекс виртуальных лабораторий по информатике, разработанный компанией БИНОМ: «Взвешивания», «Перекладывания», «Переливания», «Переправы», «Разъезды», «Черные ящики» (рис. 6).

Виртуальные лаборатории, предназначенные для организации индивидуальной исследовательской работы, представляют собой электронные среды, в которых ученики в интерактивном режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты результата. Каждая из них основана на построении логической модели решения задач определенного типа. Программная реализация моделей представляет собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самообучение.

Подобная лаборатория снабжена библиотекой заданий, ранжированных по сложности. Она открыта для пополнения учителем, который в соответствии со своими методическими подходами может составлять и добавлять собственные задачи. Для этого достаточно просто ввести условие задачи в текстовый файл, затем решить задачу средствами, предлагаемыми в лаборатории, и сохранить правильную модель и алгоритм в специально отведенной зоне, защищенной от несанкционированного доступа учеников.

Комплекс виртуальных лабораторий можно использовать в различных режимах:

демонстрация решения задач на уроке с помощью единственного компьютера и проектора;

индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе;

самостоятельный тренинг (в учебном помещении и дома);

тестирование.

Безусловно, задачи, решаемые в виртуальных лабораториях, могут быть решены и без компьютера, но мысленное моделирование решения каждой такой задачи становится более эффективным при наличии возможности манипулирования соответствующими экранными объектами. Наличие соответствующего программного средства (цифрового образовательного ресурса) обеспечивает выразительность и яркость экранного видового ряда, дает возможность наблюдать динамику решения, повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное (оптимальное), а также возможность отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии.

Представленные виртуальные лаборатории могут успешно поддержать решение классов задач на переливания, взвешивания, переправы, перемещения, разъезды и разгадывание «черных» ящиков, предлагаемых нами в курсе информатики для 5-6-х классов. Работа по решению задач в программной среде, соответствующей технико-технологическим, дизайн-эргономическим, психолого-педагогическим и содержательно-методическим требованиям, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, психологического комфорта, положительных переживаний, положительно-эмоционального удивления, ощущения радости успеха.

Третий результат прямого поиска в ЕК ЦОР относится к инструментам учебной деятельности – это клавиатурный тренажер «Руки солиста» (рис. 7).

Это программное средство предназначено для самостоятельного обучения скоропечатанию и основано на методике ученого-психолога Владимира Шахиджаняна. Программа обеспечивает поэтапное формирование элементарного навыка десятипальцевой печати (уровень 1), устойчивого навыка десятипальцевой печати с использованием слепого метода (уровень 2), а также навыков квалифицированного клавиатурного ввода на основе десятипальцевой печати с использованием слепого метода печати на всех клавишах клавиатуры (уровень 3).

Тренажер представляет собой комплект разноуровневых учебных тренингов и специальных практикумов с описанием физических упражнений. В программу также входят анимация, звуковое и видеосопровождение (комментарии, методические указания, музыкальное оформление), методические советы для учителей. Под выполнением заданий понимается многократное выполнение учениками упражнений, предназначенных для приобретения и закрепления ими знаний и выработки практических навыков при взаимодействии с клавиатурой компьютера. Все этапы обучения нужно проходить строго последовательно: ни учитель, ни ученик не могут выбрать отдельные задания, у них нет возможности перехода через непройденные задания. Такой подход не всегда возможно использовать в рамках существующих временных ограничений, имеющих место в курсе информатики.

Все это далеко не полный перечень материалов, предлагаемых ЕК ЦОР для уроков информатики в 5-7-х классах.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание коллег-информатиков на достаточно интересную разработку «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», выполненную Телевизионным объединением – продюсерским центром «Школа». Она представляет собой набор анимационных роликов, тренажеров, игр и упражнений по следующим разделам курса информатики:

Компьютер. Основные устройства. Программы. Безопасность работы;

Устройство ввода «мышь»;

Устройство ввода «клавиатура»;

Технологии.

Что касается первых двух тем, то их реализация полностью соответствуют возрастным особенностям учащихся начальной школы: новые сведения вводятся малыми порциями, поэтапно, закрепляются в игровой деятельности.

Третья тема, посвященная освоению клавиатуры, представлена ресурсами, которые с успехом могут быть предложены ученикам 5-го класса для повторения (если они получили навыки работы на компьютере в начальной школе) или изучения материала (если 5-й класс является для них «точкой входа» в изучение предмета «Информатика и ИКТ»). В первую очередь это относится к такой категории ресурсов, как интерактивные анимации:

«Группы клавиш и их назначение»;

«Алфавитно-цифровые клавиши»;

«Положение рук. Привязка клавиш к пальцам»;

«Блок клавиш управления курсором»;

«Функциональные клавиши»;

«Вспомогательные клавиши Windows»;

«Клавиша контекстного меню»;

«Дополнительная цифровая клавиатура».

Что же касается раздела «Технологии», то многие включенные в него ресурсы будут сложны для учеников начальной школы и окажутся наиболее полезными и востребованными именно в 5-7-х классах. Ниже представлен полный перечень ресурсов этого раздела:

1. Комбинирование мыши и клавиатуры при работе с интерфейсами

Анимация «Приемы выделения со вспомогательными клавишами Ctrl и Shift».

Упражнение «Выделение предметов по общим признакам».

2. Операции копирования, перемещения и удаления

Анимация «Комбинации клавиш для копирования и перемещения»;

Анимация «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»;

Игра «Раздели поровну».

3. Технологии работы с текстом

Анимация «Приемы работы с текстом».

Упражнение «Диктант».

4. Работа с графикой

Анимация «Изображения на компьютере»;

Анимация «Редактирование растровых изображений».

5. Работа со звуком

Анимация «Представление звука в компьютере».

6. Файловая система

Анимация «Файлы и папки»;

Анимация «Программа «Проводник»;

Упражнение «Манипуляции с файлами».

7. Поиск информации

Анимация «Поиск фразы в тексте»;

Игра «Поиск фразы в тексте».

В качестве примера рассмотрим интерактивную анимацию «Изображения на компьютере», в которой не только изложена информация о способе формирования изображения на экране компьютера, но и представлен эксперимент, который ученики могут провести, пользуясь окружающими их в быту предметами, дается возможность выполнить виртуальные эксперименты (рис. 8).

Кроме того, в рассматриваемом ресурсе дано представление о растровой и векторной графике, показаны достоинства и недостатки того и другого вида графических файлов (рис. 9).

Ниже представлен полный перечень учебных материалов нового поколения, с которыми желательно ознакомиться учителю информатики, работающему с учениками 5-7-х классов:

1. Наборы ЦОР к учебникам информатики:

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007;

Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. 1, 2, 3, 4 класс. – М.: Баласс, 2004.

2. Информационные источники сложной структуры:

«Графика-плюс. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации» («Е-Паблиш»);

«Информатика. 8-9 классы» («1С»);

«Интерактивный задачник по информатике для младших школьников. 2-6 классы» («БИНОМ»);

«Руки солиста» («БИНОМ»);

«Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» (Телевизионное объединение – продюсерский центр «Школа»).

3. Инновационный учебно-методический комплекс «Информатика. 1-4 классы» («Просвещение»).

Но и это далеко не полный перечень имеющихся в ЕК ЦОР ресурсов, которые могут оказаться полезными на уроках информатики в 5-7-х классах.

Важным фактором при выборе ресурсов ЕК ЦОР является то, что ко всем из них прилагается лицензионное соглашение, дающее право на их законное использование в учебном процессе.

Вместе с тем Единая коллекция ЦОР – далеко не единственный сетевой источник, в котором могут оказаться необходимые для урока материалы. Учитель, подбирающий электронные образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.

Рассмотрим названные группы требований более подробно.

Содержательно-методические требования

1. Педагогическая целесообразность содержания:

соответствие содержания ресурсов регламентируемым Минобрнауки РФ нормативным требованиям, учебным планам и иным документам;

соответствие основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и так далее);

логичность и последовательность в изложении учебного материала и организации учебной деятельности;

поддержка межпредметных связей1.

2. Степень соответствия современным направлениям модернизации образования (ориентация на новые образовательные результаты):

формирование общеучебных умений и компетенций;

приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;

развитие умений работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации);

выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала;

формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;

развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;

формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.

3. Соответствие возрастным особенностям обучаемых:

соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых;

соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала;

учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету;

приемлемость требований к уровню технической подготовки обучаемых.

4. Возможность вариативности образования:

наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации (наличие нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала);

наличие возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения;

наличие разнообразных средств ведения диалога: вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и так далее.

5. Методическая состоятельность:

наличие комплекта методических материалов;

четкость определения роли, места и времени использования ресурса;

наличие методической поддержки ресурса (научно-методические публикации, система подготовки учителей, интернет-поддержка и так далее).

Дизайн-эргономические требования

1. Адекватность технологических решений и форм представления материала (аудио, видео, анимация, графика, таблицы) решаемым педагогическим задачам.

2. Качество воспроизведения – способность полностью использовать возможности компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем.

3. Качество экранного дизайна:

четкость представления текста и графики;

соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся.

4. Удобство интерфейса:

ясность диалога, то есть возможность легко понять основы функционирования ресурса;

гибкость диалога, то есть возможность пользователя приспособить диалог под свои потребности;

легкость обучения и использования, то есть возможность освоения интерфейса в процессе работы за счет помощи и обработки всевозможных ошибок пользователя;

надежность, то есть защита данных, устойчивость к ошибкам обучаемого, наличие защиты от некорректных действий;

стандартизация интерфейса.

5. Степень адаптации к образовательному процессу

наличие инструкции пользователя;

технологическая встраиваемость предлагаемого ресурса в образовательный процесс;

возможность реального и удобного использования в школе учителем и учениками.

Людмила БОСОВА, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте