search
main
0

Возможности vs гиперопека. Особенности включения родителей детей с ОВЗ в образовательную среду современной школы

​Опрос, проведенный среди родителей детей с ОВЗ, показал, что они считают необходимым присутствие в школе рядом с их детьми человека, который будет помогать адаптироваться в школе их детям. Таким образом, тьютор – это человек, который будет одновременно с участием в разработке специальной индивидуальной программы развития находиться с ребенком в школе и будет оказывать ему физическую и психологическую помощь.

Функции тьютора в современной школе –  это участие в формировании индивидуального образовательного пути ребенка с ОВЗ с учетом его психофизических возможностей и эмоциональных потребностей, создание комфортных условий существования как для ребенка с ОВЗ, так и для окружающих его детей, педагогов и специалистов образовательного учреждения. В данной ситуации функцию тьютора может исполнять родитель ребенка с ОВЗ. Однако при включении в учебный процесс непосредственно родителя ребенка с ОВЗ встает проблема работы с родительским ожиданием.В настоящее время подходы к обучению и воспитанию особого ребенка меняются, контингент детей становится сложнее, состав классов –  разнообразнее. Особую сложность в работе представляют родители детей с ОВЗ. Если в прошлом родители, отдав ребенка в школу, полностью полагались на специалистов-дефектологов, то современные родители таких детей хотят не только знать, как и чему учится их особый ребенок, но и принимать активное участие в жизни класса, школы и, самое главное, в учебном процессе. Состояние многих детей с ОВЗ, обучающихся в современной школе, требует постоянного сопровождения в условиях школы родителями или лицами, их замещающими. Родители зачастую осознанно отказываются от надомной формы обучения в пользу классно-урочной, они готовы сопровождать ребенка на протяжении всего процесса обучения в школе, оказывать ему всяческую поддержку.  Это очень хорошо. Родители, находящиеся в школе, на самом деле очень помогают детям, причем не только своим, но и другим. В этой ситуации есть и определенные риски, которые надо учитывать педагогам в своей работе. Основной риск заключается в гиперопеке своего ребенка, в желании все сделать за него, а полярным этому риском является излишне строгое отношение к ребенку, завышенные требования, которым мальчик или девочка не могут соответствовать в силу своих психофизических особенностей. Родителям особых детей требуются поддержка и сопровождение. Сложность сопровождения этой категории родителей состоит в том, что их ожидания, как правило, значительно превышают возможности ребенка. В этой ситуации недостаточно просто общаться с родителями на собраниях и до и после уроков. Требуются особый подход, система работы с родительским ожиданием, чтобы сформировать индивидуальный родительский запрос на создание индивидуального образовательного маршрута ребенка. В этот момент, во время появления в школе родителя с ожиданием, очень важно вовремя грамотно организовать сопровождение родителей. К работе с родителями можно приступить на любом этапе нахождения их в стенах школы, но чем раньше это произойдет, тем эффективнее и продуктивнее станет это общение. На основании бесед, наблюдений, использования различных технологий строится ресурсная карта образовательного пути ребенка, с учетом его психофизических возможностей. Присутствие в учреждении специалиста, владеющего знаниями о психофизических особенностях ребенка с ОВЗ и обладающего тьюторскими компетенциями, позволяет наиболее безболезненно и эффективно включиться ребенку с ОВЗ в учебный процесс и жизнь школы, детского сада, оказать значительную помощь в совместном продвижении родителей особого ребенка и самого ребенка на пути образования.Юлия ЩЕННИКОВА, директор колледжа градостроительства, транспорта и технологий №41;Наталья ЗЫБАРЕВА,учитель колледжа градостроительства, транспорта и технологий №41,подразделение «Давыдково»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте