search
main
0

Возможность влиять на власть. Тема «Власть народа». 7-й класс

Слово «демократия» давно стало привычным. Все ли мы знаем о его значении? В самом главном Законе нашей страны – Конституции России – написано: «Российская Федерация – Россия – есть демократическое… государство с республиканской формой правления». Думается, будет полезно более подробно узнать, что такое демократия, и выяснить, какие возможности дает демократия нам с вами.

(460-400 до н.э.) – выдающийся древнегреческий историк. Его главный труд «История» (в 8 книгах) посвящен рассказу о Пелопоннесской войне. Благодаря этой книге мир узнал о подвиге спартанцев во главе с царем Леонидом. Это сочинение считается вершиной античной исторической мысли.

Вспомним изученное

1. Когда и в какой стране появилось слово «демократия»?

2. Расскажите о том, как в этой стране осуществлялась власть народа.

Надеемся, вы вспомнили, что слово «демократия» возникло в Древней Греции и в переводе означает «народовластие».

По страницам интересных книг

Мифологическая традиция приписывает установление демократии в Афинах тому самому Тесею, который победил ненавистного Минотавра и спас жителей Аттики от позорной и страшной дани. Сохранилось предание о другом благородном поступке, который афиняне не забыли, навсегда связав славное имя Тесея с народовластием. Интересно, что сведения об этом деянии Тесея сохранились не только в мифах, но и в трудах древнегреческого историка Плутарха. Давайте познакомимся с его рассказом об установлении демократии.

Плутарх об установлении демократии в Афинах

После смерти Эгея Тесею запала в душу великая и замечательная мысль – он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещевания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, а в остальном же принесет всем равенство. И одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. Итак, распустив местные власти, он воздвиг единый, общий для всех общин дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами… Затем, сложив с себя, как и обещал, царскую власть, Тесей приступил к устроению государственных дел…

Вопросы и задания

1. Почему Тесей решил установить демократию? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

2. Согласно мифу Тесей хотел, чтобы все граждане его страны были свободными и равноправными. Какие законы написали бы вы для того, чтобы граждане действительно стали свободными и равноправными?

Древняя демократия. Как же осуществлял народ Афин государственную власть? Из курса «История Древнего мира» вы знаете, что в результате реформ Солона в Афинах были заложены основы демократии. В V веке до н.э. во время правления Перикла в Афинах окончательно сложилась демократия.

1. Что такое власть? Каково ее значение в жизни людей?

2. Что такое государственная власть? Чем государственная власть отличается от власти старейшины рода?

Главным органом власти в Афинах было народное собрание. На него собирались все граждане – и богатые, и бедные. Гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать, и отец были афинянами. Народное собрание принимало законы, объявляло войну и заключало мир, избирало должностных лиц. Каждый гражданин мог не только открыто высказаться по поводу того или иного закона, но и предложить свой. Решения принимались общим голосованием. При Перикле был принят закон, согласно которому за посещение народного собрания стали платить деньги. Это позволяло и крестьянину, и ремесленнику, и торговцу не думать о заработке, пока он исполнял свой гражданский долг. Данная мера способствовала развитию демократии.

Каждый гражданин Афин хотя бы раз в жизни участвовал в работе суда, то есть принимал решение, касающееся судьбы другого человека. «Будучи господином в суде, человек является господином в государстве», – утверждал великий древнегреческий философ Аристотель.

Граждане могли не только высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, но и открыто критиковать правителя. Древнегреческий историк Плутарх рассказал о случае, произошедшем с Периклом: «Однажды какой-то подлый нахал целый день его бранил и оскорблял; он молча терпел это на площади, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело; вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его всякими ругательствами. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до дома».

Но управлять страной – это не только иметь права, но и нести обязанности. Так, среди обязанностей афинян были уплата налогов, защита Отечества или, например, такая странная обязанность, как посещение театральных представлений. Были, разумеется, и другие обязанности. Но вот что интересно: граждане Афин свои права воспринимали как долг, а обязанности – как почетные и важные права. Они очень любили свою Родину, гордились ею и стремились сделать ее еще краше.

Итак, в древности латинское слово «республика» и греческое слово «демократия» были синонимами. И в Древней Греции, и в Древнем Риме во времена демократии управление государством осуществлялось схожим образом: правители избирались народом, народ принимал участие в создании законов, мог отстранить правителя от высокой должности. Отличия, конечно же, были, но общим и очень существенным было то, что право народа на управление своей страной было узаконенным.

Современная демократия. В наши дни нередко можно услышать словосочетание «демократическая республика». Что это, тавтология? Оказывается, нет. В современном понимании республика – это форма государственного правления, а демократия – это политический режим. В самом общем виде под политическим режимом подразумевают способы, которыми осуществляется управление государством, и ценности, которые оно защищает.

Существуют различные способы управления государством. Главное их отличие: имеет народ возможность влиять на власть или лишен этого. Важно знать, что стоит в центре деятельности государства и выступает в качестве его главной ценности. В одном случае – это права человека, то есть права всех жителей страны, да-да, именно жителей, а не только ее граждан, в другом – права правящей политической элиты.

Чему должна служить демократия. Права и свободы человека выступают в качестве самой важной стороны деятельности государства при демократическом политическом режиме. Государство существует именно для того, чтобы защищать права и интересы всех людей, проживающих на его территории. Впрочем, иначе и быть не должно, так как идеальная демократия – это правление народа, избранное народом и для народа.

В наши дни слово «демократия» наполнилось более глубоким содержанием, нежели во времена Перикла. Одно из главных отличий современного понимания демократии от древнего – это равенство всех жителей государства перед законом и наделение всех граждан страны одинаковыми, равными правами.

Вероятно, вы обратили внимание на то, что в одном случае речь идет о гражданах, а в другом – о жителях. Такое различение не случайно, поскольку на территории любого государства проживают люди, которые его гражданами не являются, например беженцы, переселенцы, приезжие из других стран (на учебу, в командировку, в отпуск).

В древних демократиях неграждане не обладали всеми правами, положенным гражданам. У неграждан даже отсутствовало право на защиту в суде. При возникновении конфликта между негражданином и гражданином закон всегда был на стороне гражданина. Впрочем, не все права были и у женщин. Они были лишены права участвовать в управлении государством. И думается, вам не надо напоминать о том, что раб вообще не считался человеком.

В наше время неграждане, проживающие на территории того или иного демократического государства, пользуются всей полнотой прав, за исключением части политических прав.

1. Охарактеризуйте демократическое правление в Афинах. Как соотносились понятия «республика» и «демократия» в древности?

2. Расскажите о современном демократическом правлении. Как сегодня соотносятся понятия «республика» и «демократия»?

3. Каково основное отличие древних демократий от современных?

4. Какая самая главная задача современного демократического государства?

5. Чем вы можете объяснить, что в современных демократических государствах права неграждан защищены так же, как и права граждан? Справедливо ли это?

Давайте обратимся к Плутарху и прочитаем его рассказ об известном вам правителе Древних Афин Солоне.

Самый благородный и бескорыстный человек

«Отец Солона… истратил часть состояния на дела благотворительности разного рода. Хотя у Солона не оказалось бы недостатка в людях, готовых ему помочь, но он считал позорным брать у других, когда сам происходил из семьи, привыкшей помогать другим. Поэтому еще в молодости он занялся торговлей. Впрочем, некоторые писатели утверждают, что Солон странствовал скорее для приобретения большего опыта и познаний, чем ради обогащения… К богатству Солон не имел страсти; напротив, он говорил, что равно богат, как тот

…у кого серебра в изобилье,

Золота много, земли и плодородных полей,

Есть и кони, и мулы. Но счастлив и тот, кто имеет

Крепкие бедра и грудь, силу и резвость в ногах.

Солон причислял себя скорее к бедным, чем к богатым, как видно из следующих стихов:

Многие низкие люди богаты. А добрый беднеет;

Мы же не будем менять доблесть на денег мешок;

Ведь добродетель всегда у нас останется, а деньги

Этот сегодня имел, завтра получит другой».

Так рассказывает Плутарх.

Говорят, что девизом Солона было «Ничего через меру». Происходя из знатного, но обедневшего аристократического рода, по своему положению и состоянию Солон принадлежал к «средним» гражданам. Это и сделало его фигуру желанной и для демоса, и для знати. Он попытался стать посредником и примирителем между двумя борющимися сторонами. «Народу я дал столько власти, – писал он, – сколько надо: а кто имел силу и отличался богатством, и о тех подумал, чтобы они не испытали ничего неподобающего; я стал, распростерши крепкий щит над обоими, и не позволил ни той ни другой стороне одержать несправедливой победы». Или он так еще говорил о себе: «Я стал, словно пограничный столп, между ними, как между двумя войсками».

Реформы Солона

Говоря о деятельности Солона, Аристотель выделяет три его деяния как особо демократические. Во-первых, запрещение давать взаймы под залог «тела», во-вторых, предоставление каждому права заступаться в суде за обижаемых и, в-третьих, апелляция в народный суд.

Примирение Солон начал с того, чего с особенным нетерпением ждала вся афинская беднота: с полей были убраны все долговые камни. Это символизировало отмену долговых обязательств. Отныне бедняку больше не грозила кабала, его теперь не продадут в рабство за долги. Те афиняне, которые уже стали рабами, и даже те, которые были проданы за пределы Афин, выкупались и возвращались на родину.

В интересах бедноты были проведены и другие законодательные меры. Так, например, законодательство определяло порядок рытья колодцев и пользования ими, запрещало вывоз зерна, а вот вывоз оливкового масла, наоборот, поощряло. Подобные меры объяснялись тем, что колодцы были у богатых людей, за пользование ими знать брала деньги, что еще более ухудшало положение бедноты. Хлеб также вывозила знать, у которой и была лучшая пахотная земля. Вывозя хлеб за пределы Аттики, аристократы одновременно повышали цены на него внутри страны. Ну а оливки можно было выращивать и на небольших участках земли, то есть этим делом мог заниматься почти любой афинянин. Таким образом, производя и продавая оливковое масло, бедняк мог поправить свое состояние. Солон такую деятельность поощрял точно так же, как любую деятельность на благо государства.

Стремясь улучшить экономику Афинского государства, Солон издал указ, по которому сын может отказать престарелому отцу в содержании, если он не обучил его какому-нибудь ремеслу.

1. Что нового вы узнали о Солоне?

2. Почему именно его народ избрал правителем?

3. Какие реформы провел Солон?

4. Как, по-вашему, интересы каких общественных слоев в большей мере были защищены благодаря реформам Солона? Свой ответ аргументируйте.

5. Почему Солона называют первым демократом? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Какой из законов Солона вы считаете наиболее важным и почему?

7. Подумайте, почему Солон поощрял предпринимательскую деятельность земледельцев, ремесленников, торговцев.

При ответе необходимо проанализировать следующие вопросы:

а) какое значение предпринимательская деятельность имела в развитии страны;

б) какую роль предпринимательская деятельность могла оказывать на экономическое положение древних афинян;

в) какова роль предпринимательской деятельности в развитии демократии?

Фукидид

Рассуждения Перикла о своей стране и о демократии

У нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее, мы сами служим примером для других… И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами, по уважению же преимущество в общественных делах обусловливается той репутацией, которую каждый в чем-нибудь имеет, не поддержкой какой-нибудь партии, а способностями; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что не выказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему. В частных делах у нас все пользуются одинаковыми правами по законам… В нашем государстве мы живем свободно… не раздражаемся, если кто делает что-нибудь в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого… В общественной жизни… повинуемся властям и законам. Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуясь лицам, стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них, которые созданы в интересах обижаемых…

Богатством мы пользуемся, скорее, как условием для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то не сознание в ней позорно для человека, позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.

Мы всем разрешаем посещать наш город и никогда не препятствуем знакомиться и осматривать его и не высылаем чужестранцев… Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике… мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел…

Считайте за счастье свободу, а за свободу – мужество.

Что Перикл называет демократией?

Каковы, по мнению Перикла, условия существования демократии в Афинах?

Перикл утверждает: «Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуясь… законам, особенно тем из них, которые созданы в интересах обижаемых…» Как вы думаете, нужны ли законы в интересах обижаемых? Согласны ли вы, что именно эти законы наиболее важные? Аргументируйте свою точку зрения.

Что из названного Периклом актуально для современной демократии? Как вы думаете, если что-либо было важно для древней и остается актуальным для современной демократии, то можно ли утверждать,что это и есть необходимое условие существования демократии? Обоснуйте свое мнение.

В параграфе были перечислены условия, без которых не может существовать демократия. Какие необходимые условия существования демократии вы дописали бы после прочтения рассуждений Перикла? Аргументируйте свою точку зрения.

Для тех, кто хочет знать больше

Минотавр – в греческой мифологии чудовище – человеко-бык, живший на острове Крит. По одной из версий, он являлся сыном Посейдона. Минотавр был помещен в подземный лабиринт, куда ему ежегодно (по другой версии – раз в семь лет) приносили в жертву семь юношей и семь девушек. Это была дань, которую афиняне платили царю Крита Миносу во искупление своей вины за убийство в Аттике сына Миноса. Минотавр был убит Тесеем.

Плутарх (ок. 46-119 н.э.) – древнегреческий писатель, автор исторических и философских трудов. Написал 23 пары биографий знаменитых греков и римлян, объединенных в книгу «Сравнительные жизнеописания».

Тавтология – сочетание или повторение одних и тех же близких по смыслу слов.

Фукидид (460-400 до н.э.) – выдающийся древнегреческий историк. Его главный труд «История» (в 8 книгах) посвящен рассказу о Пелопоннесской войне. Благодаря этой книге мир узнал о подвиге спартанцев во главе с царем Леонидом. Это сочинение считается вершиной античной исторической мысли.

Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте