Приехав к другу в Италию, в которой он, кажется, основательно обосновался (его дочь вышла замуж за итальянца, и он, овдовев у себя на родине, стал членом их семьи), я первым делом поинтересовался самыми необходимыми обиходными итальянскими словами. Кое-что выудил из словарей и популярных разговорников перед поездкой.
Из путешественного опыта я давно усвоил: в чужеземье нередко язык прежде ума выискивает выгоду. Так вот, чтобы в полной мере поиметь эту выгоду, я решил закрепить свой скудный итальянский словарный запас языковыми обиходными нюансами, которыми меня должен был снабдить поднаторевший (я так предполагал) в общении с итальянской публикой друг.
– Поймешь ты меня или нет, но я тут особо не заморачиваюсь. Если мне пытаются что-то втолковать, то ответствую всем одинаково: «Но каписко», что означает «не понимаю». Даже если испытываю в чем-то надобность, все равно – «но каписко»… – сказал он мне.
Я принял к сведению информацию. Пожалуй, даже воспринял ее как совет. Хотя тут же вспомнил и свой путешественный опыт. В странах с разными и непонятными мне языками встречных, с которыми приходится иметь дело, я делю на четыре категории. Одних я не понимаю, другие не понимают меня, с третьими общий язык находишь даже без слов, с четвертыми все-таки пытаешься объясниться. «Давай я тебе объясню». – «Не надо, а то я пойму». И так случается. Не только в чужеземье. «Что непонятно? Как не понять?» Обычно это возмущенное утверждение или риторическое недоумение. В данном случае – знак вопроса.
Понимать – это разуметь. То есть постигать умом. Когда же человек не разумеет, то мозг спит, не имея возможности или не желая, ленясь включиться в работу. Иногда это даже полное отсутствие разума. Но думать (чем – другой вопрос) все равно приходится. Жизнь заставляет. Вот человек и думает, что все понимает, все знает. А на самом деле за него понимают другие. И так бывает. Разные ситуации, разные случаи. Как понимания, так и непонимания. Дите не понимает мать, но полностью ей доверяет, принимая ее заботу и ласку как высшую степень понимания. Школяр не понимает учителя, но добросовестно посещает уроки, послушанием и бездумной зубрежкой пытаясь заработать удовлетворительную отметку. Непонимание, тем более незнание закона не освобождает от ответственности. Куда денешься, приходится… понимать, что нельзя нарушать. Солдат слепо выполняет приказы командира, не понимая их. Так даже в уставе записано.
«Умом Россию не понять…» Как и многие другие страны, их порядки и обычаи народов. Остается одно – верить! Это, кстати, одна из основных доктрин апологетов и служителей различных культов. «Credo quia absurdum» – «Верую, ибо абсурдно».
Когда говорят о непонимании, то чаще всего речь идет не о самом факте непонимания слов и поступков, а о непонимании самого себя, своем смятении и беспокойстве (даже злости!), реакции на непонятную ситуацию. «Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей» – увы, гуру Конфуций тут меня не убедил, пожалуй, даже разочаровал. Мудрец должен спокойно, стойко, а главное – с пониманием принимать даже непонятные вещи. В природе многое для нас непонятно. Но смирились, приспособились: холодно – одеваемся теплее, жарко – раздеваемся, льет дождь – прячемся под крышу. В крайнем случае обращаемся к богам, которым изначально все ясно. С них и ответ, с них и спрос.
Знать, что не знаешь, и понимать, что не понимаешь, – это уже первый шаг к знанию и пониманию. Умение не понимать так же важно в жизни, как и умение понимать. Это значит принимать неизбежность непонятого происходящего, тем более когда ты не в силах изменить его, не вторгаться и не пытаться изменить чужую непонятную реальность и подобающим образом вести себя при столкновении с ней, вовремя отсечь, принять непонятность мудреца, отдав должное силе его ума и, наоборот, отгородиться от непонятного, не мучить себя им, а заняться исключительно тем, что понятно.
…Опять дорога! Непредсказуемая, загадочная, витиеватая. Это многих и настораживает, и отталкивает. Но некоторых и притягивает. Это порой как порыв испытать риск, стремление пощекотать нервы близостью опасности, неудержимое желание приблизиться к обрыву и заглянуть в бездну, неуемная страсть ученого-первооткрывателя, соблазн отведать запретный плод. Охота к перемене мест тоже проявление влечения к неизведанному. Что там, за очередным поворотом? Куда уводит даль? Какими сюрпризами одарит? «Бродяге неведомо, что ждет его в следующую минуту, и живет он только настоящим. Он познал тщету земных усилий, и величайшая радость для него – бездумно плыть по течению, отдаваясь на волю капризного случая», – писал Джек Лондон, тонко подметив причину тяги к скитаниям. Бродячим душам не по уму и душе серая и унылая будничная понятность, предсказуемое постоянное возвращение на круги своя. Их стихия – местности за туманным горизонтом, где на «неведомых дорожках следы невиданных зверей», дорожная маета и непонятный язык чужеземья.
Дорога ходоков в лицо не знает, в душу к путнику не лезет. Ей безразлично, кого и по какой причине одолела охота к перемене мест. Дороги хоть и проложены людьми, но, перекроив мир, стали частью природы. И человеку приходится снова и снова не понимать дорогу и озадачиваться, и любопытствовать, и заново познавать ее законы. И чем длиннее неведомый путь, чем сложнее его преодоление, тем увереннее и понятнее шаг по жизни.
Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора
Комментарии