Цель профессионального образования нормативно определена Законом РФ «Об образовании» (ст. 23): «Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования…» Она имеет две взаимосвязанные стороны: обеспечение высокого уровня профессиональной подготовленности специалиста и духовное развитие личности.
Несомненно, молодые люди, избравшие своей профессией работу воспитателя, – это бескорыстные и социально одаренные люди. И главная задача среднего профессионального образования – «разбудить» природный потенциал профессиональной активности личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы стандартов, осознанно оценивать и корректировать свою деятельность в условиях стремительно изменяющейся профессиональной ситуации. В современной практике подготовки воспитателей часто возникает противоречивая ситуация, когда студент, выбрав себе специальность, то есть профессионально определившись, тем не менее недостаточно активен в учении и не всегда способен самостоятельно организовать собственную учебно-профессиональную деятельность. Для разрешения подобных противоречий в нашем колледже используются технологии, ориентированные на личностно-деятельностный подход в образовании. В первую очередь это касается педагогической практики.Одним из государственных требований к разработке стандартов нового поколения стала «практикоориентированность» среднего специального образования, которая выражается в том, что практическая подготовка студента (производственная/профессиональная практика, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы, проекты) должна составлять не менее 50% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику. Таким образом, все занятия, которые проводятся в колледже, ориентированы на практику.Организуя педагогическую практику в колледже и последовательно включая студента в разные ее виды: психолого-педагогическую, практику наблюдений и пробных занятий в группах дошкольного возраста, летнюю и преддипломную практику, преподаватели колледжа стремятся максимально обеспечить единство теоретической подготовки педагога-»дошкольника» с его практической деятельностью в воспитательно-образовательных учреждениях.Подготовка студентов к практике осуществляется наравне с общей подготовкой, личностно целенаправленно, исходя из индивидуальных трудностей и ошибок студента. В колледже разработана программа «Личный маршрут освоения профессии». Его основа – рефлексивный анализ студентом своей деятельности на педагогической практике, составление плана самосовершенствования, самообразования и самовоспитания. Маршрут включает четыре этапа профессионального становления: получение знаний, умений, навыков, формирование отношений в ходе аудиторной, самостоятельной и внеклассной работы, а также первые самостоятельные шаги на пробной практике. После этого следует педагогическая рефлексия, позволяющая студенту переоценить свои знания, умения и отношения, а затем уже на новом уровне – осуществлять педагогическую деятельность в самостоятельной практике. И опять возвращение к первому этапу, так как в ходе самостоятельной деятельности выявляются пробелы в знаниях, умениях, ведь освоение профессии – процесс постоянный. Большое значение в формировании личной траектории развития имеет выбор дошкольных учреждений для проведения практики студентов. Это, как правило, те детские сады, где имеется возможность наглядно продемонстрировать и атмосферу творчества в педагогическом коллективе, и элементы социального сотрудничества в профессии, и организацию личностного профессионального общения, и познакомиться с инновациями. Бесспорный пример такой площадки – Центр развития ребенка – детский сад №2452, с которым мы сотрудничаем с момента его открытия. С первых дней работы в Центре развития ребенка сложились благоприятные условия для подготовки будущих воспитателей к профессиональной деятельности. Современная развивающая среда, направленность педагогического коллектива на творчество, открытость к сотрудничеству способствуют становлению личности и развитию индивидуальности профессионала в процессе практической подготовки.Новые возможности сотрудничества педагогического колледжа №5 и Ресурсного центра «В таланты с малых лет» открыл пилотный проект Москва-ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Теперь студенты на практике не только упражняются в проведении разных форм работы с детьми, но и активно изучают передовой опыт, накопленный педагогами по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Педагоги колледжа в свою очередь тоже охотно транслируют интересные педагогические находки, участвуя в семинарах и мастер-классах, которые проходят в ресурсном центре. Такое взаимодействие, выстроенное на основе сотворчества, неизменно должно привести к осуществлению главной цели – подготовке высококвалифицированного творческого специалиста для современного дошкольного учреждения.Наталья ФЕДЮНИНА, заведующая педагогической практикой педагогического колледжа №5
Комментарии