Приближаются летние каникулы. Время активного отдыха для студентов профессиональных колледжей. Время активной работы для студентов педагогических колледжей. Ведь летняя педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях остается обязательным и любимым видом практики для студентов. Атмосфера творчества и фантазии, школа дисциплинированности и ответственности, интенсивная работа и бессонные ночи, первый самостоятельный опыт решения педагогических ситуаций и проблем – все это летняя практика в лагере. Как к ней готовят студентов в педагогических колледжах?
Летний лагерь, летний отдых. Для одних детей – это радость общения, познания окружающего мира, утверждение себя, поиск новых друзей. Для других – горечь непонимания, непризнания, безрадостный месяц обид, тревог, разочарований. Такой короткий миг, такой длинный период в жизни ребят. Как работать с ними? Как заинтересовать их в том или ином деле? Как ответить на их сложные вопросы? Спектр проблем встает перед вожатыми. Чтобы наши студенты помогли своим будущим питомцам на практике в лагере, мы активно помогаем им к этому подготовиться. Для этого более 20 лет в нашем колледже работает инструктивно-методический выездной лагерь «Вожак». Все это время действует главный девиз нашего призвания: «Стал вожатым – не пищи, легкой жизни не ищи». В колледже разработана педагогическая программа деятельности «Вожака», которую мы ежегодно корректируем с учетом новых нормативных документов по летнему отдыху, календарных исторических дат и событий текущего года. Программу мы составляем с учетом основной цели выездного инструктивного лагерного сбора – погружения в среду предстоящей деятельности в качестве вожатых, которая дает возможность в кратчайший срок гибко адаптироваться к новой социальной роли вожатого. Корректируя педагогическую программу 2011 года, мы особое внимание уделили тому, что указом Президента РФ 2011 год объявлен Годом российской космонавтики и Годом спорта и здорового образа жизни. В «Вожаке» предусмотрены: организация различных игр, направленных на создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, установление контактов; организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области выявления творческого потенциала и способностей детей, лидеров, организации самоуправления, проведения различных мероприятий нравственного, эстетического, экологического, физического характера); практикум по освоению методики изучения коллектива и личности. Деятельность «Вожака» опирается на законы и традиции, выработанные предшественниками: Закон точного времени («Каждой минуте – особый счет»). Закон территории («Мы хозяева территории, но покидаем ее только с разрешения администрации»). Закон зеленого друга («Уважай, люби и охраняй каждый листочек»). Закон поднятой руки (уважение к мысли и слову каждого). Рефлексия по окончании работы лагеря, оформление символа «Открытое сердце», в котором будущие вожатые выражают свои чувства и отношение к лагерю, его делам, педагогическому персоналу. Основное содержание выездного семинара сохраняется, но формы работы изменяются и наполняются новыми, свежими идеями. Мы обозначаем каждый день тематикой, что заранее нацеливает на определенное его содержание. В этом году мы впервые выехали в ДООЦ Департамента образования «Команда». Наше погружение осуществлялось в течение 6 дней и было расписано по минутам, так много мы успели осуществить. Стержнем в деятельности лагеря станет творческое дело (ТД). Разработаны заповеди по его подготовке, каждое ТД помогают готовить педагоги-профессионалы, поощряя и поддерживая инициативу и поиск студентов. В этом году отряд «Веселые нотки» – так назвали себя будущие учителя начальной школы, подготовили КТД «В гостях у королевы Здоровья и принцессы Природы». Коллективное творческое дело прошло ярко, в игровой форме. Не захотела школьница идти в школу, решила поболеть, потому что это так здорово – лежать в кровати, есть конфеты. Но ей не дают болеть такие персонажи, как Свежий воздух, Солнышко, которые прогоняют микробы. В сценарии интересен эпизод о ссоре принцессы Природы и королевы Здоровье, которая ни к чему хорошему не приводит. По ходу сценария залу задают загадки о природе, проводят конкурс пословиц о здоровье и игровой комплекс физических упражнений. Очень интересный и важный опыт для тех студентов, которые будут работать вожатыми с детьми 7-10 лет. Отряд «Индиго» собрал будущих социальных педагогов и подготовил интеллектуальную игру «Марафон-победа» для детей старшего школьного возраста. Основная идея этого дела – показать победы нашей страны не только в войне, но и в спорте, науке. Марафон включал три блока вопросов: «Победа в Великой Отечественной войне», «Космос», «Спортивная слава». Задания были достаточно трудными и вызывали познавательную активность участников. Интеллектуальный бой сопровождался яркими инсценировками «Самолет», «Русский танец», презентацией «Полет Ю.Гагарина», танцем-скульптурой «Олимпийские кольца». Победители получали призы, которые символизировали разное и были очень ценны: звезду получили за знания о героях войны; ракету – за знания о космосе, золотую шоколадную медаль – за знания о спорте. КТД педагогического коллектива в рамках года здорового образа жизни и спорта стал невероятный кросс «Прочь, похитители здоровья». Кто бы мог подумать, что появятся такие персонажи, как Витаминова Иммуна Иммунитетовна, которая символизирует здоровый образ жизни, Цукерман Сахар Диабетович, Золотистая Бацилла Стафилококковна. Они похищают Витаминову, и это грозит падением иммунитета. Есть только один выход – нужен витаминный комплекс!!! Для того чтобы его добыть, необходимо создать команды витаминоискателей. Четыре команды – боярышник, шиповник, мята, лимонник – отправляются по особым маршрутам, где надо уметь говорить, петь, сочинять, угадывать, проявить находчивость, умение работать в команде. На станциях за выполнение заданий участники получают карточки с изображением и названием витаминов. Пилюлькин (ведущий) собирает витаминный комплекс, который помогает освободить от болезней Иммуну Иммунитетовну. Это КТД продемонстрировало тесное сотрудничество педагогов и студентов, будущих вожатых. Такой опыт обогатил всех. Один из самых насыщенных дней – День вожатого. В рамках этого дня организуется защита проектов «Путешествие в лето» (план-сетки, уголки для детей различных возрастов). Разновозрастная педагогическая лаборатория (каждый отряд вожатых проходит через различный возраст, получая консультации от опытных вожатых – наших выпускников). По итогам работы разрабатываются рекомендации, которые становятся достоянием всех, вывешиваются на информационном стенде «Вожак-2011». Вот какие рекомендации по работе с детьми старшего школьного возраста были выдвинуты вожаками 2011 года. Общение. Информирование для мотивирования – объяснять почему, для чего нужно или не нужно что-либо делать. Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным. Формировать интерес подростка к предстоящему взаимодействию. Оставлять возможность принять собственное решение. Занимать позицию старшего товарища. Авторитет. Зарабатывать авторитет, открыто демонстрируя свои взгляды, свое отношение. Согласовывать действия и требования к отряду с напарником. Не обсуждать решения и действия вожатых и администрации при отряде. Уважать мнение подростка, даже если оно неверно. Направлять к нужным выводам. Быть уверенным, открытым, естественным. Помните, вы тот, на кого равняются подростки. Наказание. Как крайняя мера. Подробно разъясняя, за что и почему. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Подросток должен чувствовать, что вы имеете право его наказать. Понимание. Интересоваться, прислушиваться, быть внимательным к их проблемам. Хвалить. Соглашаться с их мнением. Использовать обороты речи: «Я тебя понимаю». Быть модным. Быть на их стороне. Профессионализм – не в опыте, а в наблюдательности и гибкости. Творческие мастерские «Кисточки», «Ее величество Игра», «Здравствуй, песня!», «Сам себе психолог», «Коррекционно-педагогическая», «Методический центр» дают возможность будущим вожатым углубить свои знания, приобрести умения, оформительские навыки, расширить песенный репертуар, научиться работать со сценариями. Всегда повышенный интерес проявляют студенты к диспуту «Я бы на твоем месте», в ходе которого обсуждаются и анализируются живые примеры из жизни детского коллектива. Общий принцип в работе мастерских – направленность на практический результат. Следует обратить внимание на то, что мероприятия организуют и проводят таким образом, чтобы максимально приблизить их к жизни в ДОЛ: зарядка, общелагерный утренний сбор, «свечки». По итогам дня предполагается проведение рефлексии на отрядной «свечке» и выпуск микроотчета каждого отряда, который появляется на стенде «Вожака». Отрывки из записей дневника детей «Индиго» «11 апреля. «Свечка». Пожалуй, самый интимный момент дня. Кто-то жадно начал делиться мыслями, а кто-то много шутил. Это был радостный денек, со своим солнышком и дождиком. Мы сами создали эту погоду. И будем создавать. 15 апреля. «Гармония» – это наша группа. Мы целый день слаженно работали и хвалили друг друга. Выслушивали, где надо, и отбрасывали в сторону все свои недовольности. Мыкак пчелки трудимся целый день. И нам это нравится!»По итогам работы лагеря был проведен малый педсовет, организована популярная диагностика «Открытое сердце!», анкетирование «Если бы лагерь открылся вновь…». Интерпретацию данных осуществляет психологическая служба колледжа и представляет на конференции «Лагерь – творческий опыт для ребенка и вожатого». Предварительный анализ ответов на вопросы анкеты таков: . Все опрошенные отметили, что лагерь полезен и нужен. . Оценку «молодцы» дали все, кроме двух студентов, которые отметили «хорошо, но можно лучше». «Открытое сердце» показало огромную любовь и благодарность студентов по отношению к педагогическому коллективу: «Я буду помнить «Вожак» всю жизнь». Есть и такие записи: «Инструктив 2011 года состоялся благодаря слаженной работе педагогического коллектива, который был сформирован по макаренковскому принципу: мудрость, зрелость, молодость». По мнению студентов, инструктивно-методический семинар дал им огромный эмоциональный заряд на работу с детьми. Они осознали важность летней вожатской практики и поняли, что… Вожатый – профессия-птица! Труднее ее не сыскать! С какою другою сравнится – Ребячьи сердца зажигать! Людмила СТРОГАНОВА, заслуженный учитель РФ, преподаватель педагогического колледжа №1 имени К.Д.Ушинского
Комментарии