Обращение к времени выбора профессии всегда момент волнующий. Вероятно, это происходит потому, что он возвращает каждого к старту, и вновь возникает вопрос: правильный ли ты выбор сделал? Вот и я, собираясь рассказать об отношении к особому виду деятельности – вожатству, вновь мысленно вернулась в 80-е годы, теперь даже страшно подумать, прошлого века!
Школа №801 стала местом моего старта. Директор школы Клавдия Ивановна Воробьева не только поставила свою подпись под первой записью в трудовой книжке, но и стала и остается до сих пор для меня авторитетом и профессионалом. Благодаря ее терпению и пониманию я смогла научиться не ждать быстрых результатов, планировать свое время с максимальной пользой, доверять своим пионерам, ничего за них не делать, видеть в педагогах помощников, а не «должников», которые обязаны сделать все, чтобы их пионерский отряд был активным.Атмосфера нашей школы была удивительной. На стенах висели фотографии каждого выпуска, а школа строилась до войны. Эти фотографии создавали домашнюю атмосферу. Глядя на них, каждый мог увидеть себя и в прошлом, и в будущем. Ведь на многих из этих фотографий были мамы, папы, дяди и тети моих пионеров. Конечно, можно сказать, что мне повезло и с директором, и со школой, где работал коллектив, который дружно и творчески подходил к любому значимому событию, будь то календарный праздник или же юбилей кого-либо. Эти праздники, простые и душевные, до сих пор служат мне аргументом в моих спорах о том, что профессиональную жизнь человек тоже должен выстраивать исходя из возможностей того коллектива, где он работает.Наиболее ярким событием моего вожатства стал семинар по реализации программы «Марш пионерских отрядов». К этому времени прошло уже три года работы. Вместе с Галиной Смирновой (моей второй вожатой, выпускницей этой школы) мы успешно шли впереди наших мальчишек и девчонок, помогая им воплощать свои идеи и планы, обучая их на школе актива, играя с ними в «Зарницу», в которой участвовали все педагоги во главе с директором и, конечно, преподаватель военного дела с грозной фамилией Лев. Только человек, работающий в школе, поймет, чего стоит это участие. Нельзя забыть, как тебе помогали, ненавязчиво подсказывали, поручали ответственные и важные дела.Семинар состоялся в ясный октябрьский день. Столько лет прошло, а я помню программу семинара так, как будто я только что ее составляла, волнуясь, ждала своих коллег и гостей. Этот семинар подарил мне встречу с двумя удивительными людьми, которые сыграли большую роль в формировании моего педагогического мировоззрения, – это были Алексей Константинович Бруднов и Галина Николаевна Попова. Часы, проведенные вместе в 1983 году, стали точкой отчета нового качественного состояния. Потому что я на собственном примере убедилась в том, что, если не знаешь, что сделать и как поступить, нужно спрашивать у тех, кто готов помочь. В те годы подготовке вожатых в Москве уделялось большое внимание. Раз в неделю нас учили в Доме пионеров, раз в месяц – во Дворце пионеров. Были выездные туристические учебы, семинары на базе школ. И опять об учителях по жизни. Я стала вожатой потому, что, как и многие, окончившие школу, не смогла ответить себе на вопрос «что дальше?» и решила сама себя оставить на «второй год». Как показала моя дальнейшая жизнь, это решение было правильным.За три года работы вожатой я поступила в институт, смогла найти настоящих друзей, выбрала свой жизненный путь, который до сих пор связан с исследованием проблем детской активности. Но тогда это все было еще впереди. В конце 80-х годов мне, вожатой, нравилось, что я и мои идеи помогают детям общаться, ощущать себя самыми значительными людьми на свете. В нашем Кунцевском районе был замечательный пионерский штаб «Радуга», руководила которым Наталья Анатольевна Рамберг. Во многом благодаря ей мой вожатский дебют прошел успешно. Я назвала имена и фамилии, потому что считаю очень важным, чтобы в период выбора жизненной позиции вокруг человека, еще совсем юного, были щедрые душой и авторитетные для него люди. И я не перестаю утверждать: если человек нашел свое дело, подтверждение этому он будет находить во встречах с теми, кто поможет ему постоянно совершенствовать свое мастерство. Если тебе доверяют, то тебе необходимо оправдать это доверие. Причем доверяют и дети, и их родители, твои коллеги, твои учителя. До сих пор не устаю удивляться энергии молодости. Ведь я окончила вечернее отделение Московского педагогического института, занималась пять раз в неделю после рабочего дня. Сейчас это кажется невозможным, а в те годы эту форму образования предпочитали те, кто сам выбирал себе дорогу в жизни, рос и в теории, и в практике одновременно. Среди вечерников было много вожатых, порой семинары проводились и в стенах вуза, только лекторами на них мы были сами. События того времени не дают мне сегодня, когда я сама учу студентов, провожу семинары, забыть о том, что в любом деле необходимо видеть каждого участника, помогать людям решать их проблемы, протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Думаю, современным вожатым не хватает тех вожатских отрядов, символов и ритуалов, формы, которая была у нас. Ведь очень важно ощущать себя частью профессионального сообщества, представителем мнения детей во взрослом коллективе. Сегодня много говорят о том, что школе необходимы уполномоченные по правам детей и представлению их интересов в образовательном процессе. Мне кажется, что вожатые и были такими представителями, и многие остаются ими до сих пор. Но это о сегодняшнем. Если о прошедшем, то благодаря моей вожатской судьбе я смогла воплотить свою детскую мечту и три года работала вожатой в «Орленке», вновь встречая самых лучших людей на свете, многие из которых стали друзьями на всю жизнь. И поэтому я уверена, что вожатый – это позиция. Это выбор тех, кому не безразлично происходящее и с ним, и с окружающим миром.Подтверждение этим словам я вижу раз в два года на конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Номинация, участником жюри которой я являюсь, так и называется – «Старшие вожатые». На ней встречаются вожатые нового века, чтобы заявить о своей позиции, о делах современных детских общественных объединений, о радостях и буднях вожатской работы.Пусть им повезет, как и мне, пусть они не будут никогда жалеть о времени и месте своего жизненного старта. Удачи всем вожатым – тем, кто уверен, что состояться в жизни, это позиция!
Комментарии