В приграничном Выборге XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу» отправил «воздушный поцелуй зрителю» – именно так охарактеризовал фильмы нынешнего смотра его президент Армен Медведев. «Сейчас, когда фестивальное движение практически подменило собой прокат, наше преимущество в том, что «Окно в Европу» – городской фестиваль. У него сложилась постоянная зрительская аудитория, и ее мнение, ее отношение к фильмам нам, конечно, очень важно», – пояснил Армен Николаевич.
Постоянные зрители у смотра действительно есть. И это не только жители Выборга: многие специально приезжают из Санкт-Петербурга. Ведь «Окно в Европу» привозит в Выборг богатую программу – это, наверное, самый представительный смотр российского кино. Здесь можно увидеть не только лучшие художественные картины, но и анимацию, документалистику, а с недавних пор появилась еще и секция копродукции. Фестиваль не боится рисковать: может взять в конкурс работу никому не известного режиссера «с улицы» – как это в свое время было, например, с Романом Каримовым и его «Неадекватными людьми». Или показывать «в одном флаконе» фильмы с нулевыми бюджетами и дорогое жанровое кино. Словом, тут делают все, чтобы было нескучно, чтобы российские зрители и российское кино могли если уж не полюбить, то хотя бы познакомиться друг с другом.«Окно в Европу» любит своих зрителей. Они платят ему той же монетой: билеты на все показы раскупают еще за неделю до открытия. Они доброжелательны и отзывчивы. Искреннее плачут и смеются. Практически всегда выключают телефоны во время сеанса, а потом с интересом обсуждают увиденное.В этом году здесь опять было о чем поговорить и поспорить: конкурсная программа получилась неровной, но в ней оказались фильмы, авторы которых не просто послали зрителю «воздушный поцелуй», но продемонстрировали ему свое искреннее уважение.Если говорить о настоящих фестивальных удачах, то начать нужно с «Охраны» Александра Прошкина по сценарию Юрия Арабова. Режиссер, отметивший в этом году 75-летний юбилей, снял тонкое, красивое, энергичное и в хорошем смысле «духоподъемное» кино, хотя и речь в нем идет о вещах грустных и снималось оно в самых что ни на есть суровых российских реалиях – в Туле и ее окрестностях. Главная героиня – работница охраны – тоже возникла «из жизни». Когда Александр Анатольевич снимал две свои предыдущие картины (там же, в Туле, на построенном еще при Льве Толстом Косогорском металлургическом заводе), обратил внимание, что в службе охраны работают одни девушки, причем сплошь красавицы и умницы. «Девчонки замечательные, но им некуда себя девать: другой работы в городе нет, нормальных парней тоже – шпана кругом стелется по вечерам. Страшноватое зрелище», – вспоминает режиссер. Поделился своими наблюдениями с Юрием Арабовым. Выяснилось, что тот встречал похожую картину в городе Кольчугине Владимирской области. Так возник сценарий о непорочном зачатии, который за три года, в течение которых Александр Прошкин пытался «запуститься» с фильмом, превратился в ироническую мелодраму о любви. «Хочется говорить о любви, потому что все остальное бессмысленно. Страну может спасти только женский бунт, возвращение к простым, человеческим, ясным ценностям», – говорит режиссер.Главную роль в «Охране» сыграла дебютантка Мария Коровина, ее возлюбленного – неожиданно сексапильный Антон Шагин.Фильм Алены Званцовой «Норвег» тоже, в сущности, о любви – в данном случае к Родине. Любви странной, нелогичной, необъяснимой и, к сожалению, безответной, ибо Родина наша сегодня не слишком привечает своих простых граждан. Вот и 40-летний герой «Норвега», по образованию физик, по жизни не слишком удачливый предприниматель (на пару с бывшей женой владеет загибающейся туристической фирмой), решает окончательно порвать со своим советско-российским прошлым и уехать на ПМЖ в Норвегию. Возможность такая есть: интернет-знакомая Брунхильда готова предложить ему и руку, и сердце, и уют домашнего очага на берегу живописного норвежского водоема. Но вот незадача: накануне приезда зарубежной гостьи на голову герою сваливается сомнительный бизнес – клининговое агентство «Настенька», состоящее из мигранток-азиаток. В ужасе от того, что по-европейски толерантная невеста, узнав об эксплуатации «женщин Востока», тут же разорвет с ним отношения, герой всячески изворачивается и выкручивается, попадая при этом якобы в смешные, а на самом деле в очень страшные ситуации.«Норвег» – это качественные шутки и отличные актерские работы. Особенно хорош дуэт исполнителя главной роли Евгения Миронова и Дмитрия Марьянова, сыгравшего продажного полицейского. А еще эта картина – замечательный пример того, как можно с юмором и без надрыва говорить об очень серьезных вещах. «Сама я не знаю ответов на поставленные в фильме вопросы, – призналась режиссер Алена Званцова. – И меня, и моих друзей, безусловно, волнует: уехать или остаться? Но лично я, наверное, никуда не уеду, и не потому, что какой-то сумасшедший патриот. Просто научилась жить здесь».Еще одна конкурсная картина – «Побег из Москвабада» – тоже поднимает тему миграции. Только дебютантка Дарья Полторацкая рассматривает ее с точки зрения «понаехавших», причем таковыми, по мысли режиссера, являются все «гости столицы», совершенно не важно, приехал ты из солнечного Таджикистана или из хмурой российской глубинки. «Все мы по большому счету гастарбайтеры, вынужденные как-то выживать в большом и не слишком приветливом городе», – считают режиссер Дарья Полторацкая и сценарист Юсуп Разыков, сам уроженец Узбекистана. Несмотря на предсказуемость драматургических ходов и переизбыток мелодраматизма, дебют получился вполне крепким и был хорошо принят публикой.Однако не все авторы были заинтересованы в том, чтобы установить контакт со зрителем. Иногда даже казалось, что они, наоборот, испытывают его терпение. Нелегким для восприятия оказался фильм «Фин» – дебют 25-летнего выпускника Московской школы нового кино Данила Шарыпина. Выйдя из кинотеатра, озадаченные зрители пытались выяснить друг у друга, о чем, собственно, кино. На пресс-конференции выяснилось, что «Фин» – это своего рода черный квадрат, в котором каждый видит свою историю. Проблема в том, что и увидеть, и услышать или, правильнее сказать, расслышать что-либо в картине молодого режиссера было невероятно сложно: изображение темное, а слова с трудом пробивались сквозь уличный шум. Сам Данил Шарыпин сказал, что кино снималось по-партизански, без денег, и не важно, что в фильме происходит, потому что он сделан для создания атмосферы. Надо признать, что держался дебютант достойно, спокойно реагируя даже на самые неприятные вопросы.Чего нельзя сказать об Арсении Гончукове, чья картина «Сын» в прошлом году получила главный приз жюри. На этот раз Гончуков представил свою новую работу «Последняя ночь» о враче-онкологе, внезапно обнаружившем у себя неизлечимый недуг.«Я вижу, что я всех тут раздражаю, – внезапно заявил режиссер, когда кто-то из журналистов заметил, что в фильме Гончукова ему не хватило драматургии. – Многим не нравится, что я в прошлом году победил». К сожалению, эмоциям, которые режиссер в избытке продемонстрировал на пресс-конференции, не нашлось места в его фильме, снятому по законам классического артхауса: герои много ходят, многозначительно молчат, голая девушка в обязательном порядке курит у окна. Но выдержать полтора часа многозначительного молчания под силу не всем.У Арсения Гончукова много поклонников. К тому же он снимает кино на собственные средства, что, так же как и его упорство в достижении цели, вызывает безусловное уважение. Остается пожелать режиссеру творческих успехов и поменьше агрессии.Одним из главных событий фестиваля стало открытое заседание жюри. Обычно судьи, высказываясь о программе, политкорректно ограничиваются общими фразами, но в этом году не стали себя сдерживать. Председатель жюри, режиссер Светлана Проскурина, не называя, правда, имен, жестко и вроде бы заслуженно раскритиковала многие конкурсные картины под бурные аплодисменты зала.Однако на церемонии закрытия при объявлении победителей зал реагировал уже не так горячо, потому что члены жюри умудрилось не заметить то хорошее, что было на фестивале. Никак не была отмечена «Охрана» Александра Прошкина (сам мэтр, разумеется, получил несколько призов, в том числе и приз президента фестиваля Армена Медведева, но фильм остался без наград). В «Норвеге» жюри сочло достойной награды только актрису Розу Хайрулину – ей вручили приз «за виртуозное владение жанром». Юсупу Разыкову предсказуемо дали «Ладью» за лучший сценарий, фильм «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова отметили как лучший дебют. А главный приз фестиваля отдали Ирине Купченко за роль в фильме «Училка» (подробнее о картине читайте на сайте «УГ» www.ug.ru/guest/252).Зрительские же награды распределились так: первое место у «Училки» режиссера Алексея А.Петрухина, второе – у «Норвега» Алены Званцовой, третье – у «Развода по собственному желанию» Ильи Северова.Выборг, Ленинградская область
Комментарии