Заслуженный учитель Татьяна Городецкая, заведующая курганским детским садом № 97 «Светлячок», однажды задумалась над тем, как по-новому устроить жизнь в детском саду. И решила все сделать по-семейному. Полгода с детьми работали психологи, шел тщательный отбор на совместимость. Во время летних каникул сделали внутреннюю перепланировку помещений.
С первого сентября 1997 года детки пошли в новые группы, сформированные не по возрастному принципу, а так, как это бывает в семье, – разновозрастному. От двух до семи лет. Назвали их «семейками». Они небольшие: до десяти – двенадцати человек. В некоторые попали малыши из одного дома, из одного двора. Одна юная особа заявила, что «хочет к Валентине Ивановне». Другая изъявила желание не расставаться с любимой подружкой. Сегодня детсадовские «семейки» живут дружно.
Заглянув в группу, уже не увидишь и былого деления на спальни, игровые, обеденную зону. В одном углу стоит несколько кроваток, рядом музыкальный закуточек с патефоном, гитарой, пианино, что-то типа шалашика (малыши любят их строить) с мягкими подушками, на которых можно прикорнуть, полочка с книжками, мишками, куклами… Словом, быт стал совсем домашний.
Захотел уединиться – пожалуйста. Соскучился по маме, папе, бабушке – посмотри на их фотографии на стене, которые охраняют семь гномиков. Разрешается приносить домашние игрушки, но совсем необязательно отдавать их в общее пользование! Они – частная собственность, захочет хозяйка дать – даст. А на нет и суда нет, и никто не вправе назвать ее «жадиной».
В каждой маленькой «семейке» есть уголки именинника непременно с коробкой с сюрпризами. Узнать, кто что любит, не составляет труда. Воспитатели совместно с родителями для каждого дошкольника наглядно оформили презентацию своего «я» в фотографиях и рассказиках о том, кому что нравится, кто чего боится, о чем мечтает. Можешь при желании поделиться тем, какое у тебя настроение, вставив в кармашек веселую или грустную нарисованную мордашку.
До чего еще додумались в садике: уголок старины сделали. Настоящий, с самоваром, утюгом, ухватом, чайником, самоткаными дорожками и вышитыми полотенцами. Девчонкам и мальчишкам предоставлена свобода действий. И сделано все возможное, чтобы дать им толчок к развитию самых разных задатков. Ведь каждый из малышей одарен по-своему. Шестилетки, например, почти все читают, а рядом в «семейке» есть трехлетки, не знающие букв. Так вот: старшие подсказывают младшеньким, где на картинке съедобный гриб, где несъедобный, вместе считают ложки, чашки.
Не сразу так было. Поначалу даже в круг с малышами не вставали. Теперь поняли, что со всеми считаться надо. Более того, когда малыши затевают игру в магазин, парикмахерскую, старшие за ними тянутся. По наблюдениям воспитателей, микроклимат взаимоотношений значительно улучшился. Вот два примера. Готовился праздник, но в тот день, когда он должен был состояться, у одной малышки уезжала мама (работает вахтовым методом). Так она упросила заведующую, воспитателей – и день празднования был сдвинут. На другой день после утренника другая девочка попросила повторить концерт для ее дяди, который приехал в гости издалека. И повторили.
Играют, спят, кушают, гуляют дошколята в «семейке». А вот на занятия разбегаются кто куда. Никто никого не провожает. Даже самые махонькие детки самостоятельно передвигаются по всему детскому саду. Ориентируются по карте, где обозначено, как пройти к месту проведения музыкального или физкультурного занятия. Кстати, благодаря перепланировке появилась возможность открыть изостудию. Продуктивно используются здесь и стены, и двери, и даже пол – для информации, для развития. Тут и выставка художника, геометрические фигуры, обучение счету, карта Курганской области, где отмечаются места, которые посетили детишки. Непременный атрибут в группах – флажок Российской Федерации.
На протяжении года ведется постоянное отслеживание развития ребенка.
– За основу взяты три основных направления: этикет, человековедение и… экономика. Ценности в жизни меняются, и мы должны менять содержание обучения и воспитания. Скажите, может современный человек обойтись без экономических понятий? – рассуждает Городецкая. – Очевидно, что нет. И начинать знакомство с ними лучше в детском возрасте. У нас есть коммерческий магазин, свои деньги, валюта, экономические игры, на которых рассчитывают бюджет семьи, узнают о дивидендах.
В 2002 году «Светлячок» стал лучшим детским садом года в Кургане. А вообще он лауреат Всероссийского фестиваля «Понарошкин мир», дипломант городских, областных конкурсов по методической работе. В декабре прошлого года за высокие показатели ему присвоен статус «Центр развития ребенка».
Больше года назад в «Светлячке» создан попечительский совет. Общественных органов самоуправления пока единицы в дошкольных образовательных учреждениях области. 97-й и в этом оказался впереди. Возглавил совет директор по социальным вопросам ОАО «Курганмашзавод» Н.Предеин. Он состоит из семи человек, и входят в него директора заводов, школы, представитель отраслевого профсоюза, депутаты городской Думы, председатель родительского комитета.
Надо сказать, что детские сады на уральской земле переживают сейчас не лучшие времена. В Курганской области работают 429 дошкольных образовательных учреждений. Это в 2 раза меньше, чем было до начала перестройки. В 2002 году закрыты 14 детских садов в Варгашинском, Лебяжьевском, Притобольном, Целинном районах и в самом Кургане.
Поэтому, чтобы поддержать дошкольное образование, на заседании правительства нынешней осенью было принято распоряжение «О первоочередных мерах по поддержке дошкольного образования в Курганской области в 2004 г.». Среди основных направлений – открытие дополнительных групп, возобновление деятельности ранее закрытых детских садов, развитие сети групп для детей из малообеспеченных семей с частичным или полным погашением родительской платы.
Комментарии