search
main
0

Вот она, свобода. Коммуникативный подход к формированию грамматических навыков

Формирование грамматического навыка должно обязательно проходить через личностно значимые для учащихся коммуникативные ситуации как в рамках одного или несколько уроков, так и в рамках одного упражнения.

Коммуникативные упражнения делятся на реально-коммуникативные и условно-коммуникативные. Реальная коммуникация возможна только на этапе речевой практики. Ее критерии – неподготовленность и полная свобода выбора языковых средств. На этапе тренировки детям предлагаются условно-коммуникативные упражнения. Каждый этап и каждое упражнение должны быть логически связаны.

При планировании важно установить связь между практическими и развивающими целями: расширение кругозора, развитие интеллекта, освоение интеллектуальных операций.

Планируя урок формирования грамматического навыка, необходимо соблюдать последовательность методических действий:

1. Анализ трудностей, с которыми могут столкнуться ученики, изучая данное грамматическое явление. Например, на уроках английского языка трудность для учащихся представляют такие временные формы глагола, как перфект и продолженные времена, которых нет в русском языке. Особую трудность вызывает построение вопросительных предложений, т.е. грамматическое явление «вспомогательный глагол» и порядок слов в вопросах.

2. Форма знакомства с новым грамматическим материалом (индуктивно или дедуктивно).

3. Подбор опорных грамматических явлений в качестве подсказки для овладения новым материалом. Пример из опыта:

Учитель (Т.): What is the date today?

Ученик (S.): Today is the 11th of April.

T: What was the date yesterday?

S: It was the 10th of April.

T: Tomorrow will be the 12th of April. Can you translate this sentence into Russian?

Временные формы Present Simple и Past Simple послужили подсказкой для Future Simple.

4. Подбор иллюстративного материала.

4.1. Я активно использую стрелку для изображения промежутка времени, когда знакомлю учеников с видовременными формами глагола (см. рис.)

Опорные схемы со знаками нужны на этапах ознакомления и тренировки.

5. Выбор методических приемов и упражнений для усвоения грамматического явления, что предполагает учет следующих факторов:

характер данной структуры;

соотнесение с родным языком;

целевая установка;

языковой опыт учеников;

возрастные особенности школьников;

этап обучения.

6. Выбор объектов, форм контроля и контролирующих упражнений.

Танзиля ВАЛЕЕВА,

учитель английского языка Ново-Мансуркинской СШ, учитель года Самарской области-2003

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте