Формирование грамматического навыка должно обязательно проходить через личностно значимые для учащихся коммуникативные ситуации как в рамках одного или несколько уроков, так и в рамках одного упражнения.
Коммуникативные упражнения делятся на реально-коммуникативные и условно-коммуникативные. Реальная коммуникация возможна только на этапе речевой практики. Ее критерии – неподготовленность и полная свобода выбора языковых средств. На этапе тренировки детям предлагаются условно-коммуникативные упражнения. Каждый этап и каждое упражнение должны быть логически связаны.
При планировании важно установить связь между практическими и развивающими целями: расширение кругозора, развитие интеллекта, освоение интеллектуальных операций.
Планируя урок формирования грамматического навыка, необходимо соблюдать последовательность методических действий:
1. Анализ трудностей, с которыми могут столкнуться ученики, изучая данное грамматическое явление. Например, на уроках английского языка трудность для учащихся представляют такие временные формы глагола, как перфект и продолженные времена, которых нет в русском языке. Особую трудность вызывает построение вопросительных предложений, т.е. грамматическое явление «вспомогательный глагол» и порядок слов в вопросах.
2. Форма знакомства с новым грамматическим материалом (индуктивно или дедуктивно).
3. Подбор опорных грамматических явлений в качестве подсказки для овладения новым материалом. Пример из опыта:
Учитель (Т.): What is the date today?
Ученик (S.): Today is the 11th of April.
T: What was the date yesterday?
S: It was the 10th of April.
T: Tomorrow will be the 12th of April. Can you translate this sentence into Russian?
Временные формы Present Simple и Past Simple послужили подсказкой для Future Simple.
4. Подбор иллюстративного материала.
4.1. Я активно использую стрелку для изображения промежутка времени, когда знакомлю учеников с видовременными формами глагола (см. рис.)
Опорные схемы со знаками нужны на этапах ознакомления и тренировки.
5. Выбор методических приемов и упражнений для усвоения грамматического явления, что предполагает учет следующих факторов:
характер данной структуры;
соотнесение с родным языком;
целевая установка;
языковой опыт учеников;
возрастные особенности школьников;
этап обучения.
6. Выбор объектов, форм контроля и контролирующих упражнений.
Танзиля ВАЛЕЕВА,
учитель английского языка Ново-Мансуркинской СШ, учитель года Самарской области-2003
Комментарии