search
main
0

Вот и стали мы вдвое сильнее

Слияние двух московских педагогических вузов – МГПИ и МГПУ – не стало неожиданностью для большинства специалистов системы столичного образования.

Сходные процессы давно уже идут в стране, их смысл не только репрессивен, как кажется некоторым (сокращение числа неэффективных вузов), но и глубоко позитивен: тут и оптимизация управления образованием, и устранение искусственной конкуренции между профильными вузами, и возможность привлекать значительные средства и человеческие ресурсы для развития университетской науки, и условия для реализации права каждого студента выбирать индивидуальную образовательную траекторию, свободно сочетая дисциплины, традиционно разнесенные по разным специальностям и факультетам, и тем самым формируя свой уникальный профессиональный профиль. Естественно, Москва не могла, да и не собиралась, оставаться в стороне от общероссийских и общемировых тенденций: столичный статус города возлагает на него особую ответственность перед страной, во многих сферах заставляя быть законодателем мод и пионером обновлений. Традиционно это касалось и системы столичного образования, на которую равнялись многие региональные образовательные системы. В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 21 декабря 2010 г. №1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы» приказом Департамента образования от 16 мая 2012 года №321 «О реорганизации государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» в форме присоединения к нему государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы Московского гуманитарного педагогического института» на образовательной карте столицы появился новый мощный педагогический вуз, одно из крупнейших учреждений высшего образования Москвы и педагогических университетов страны. Его нынешние масштабы действительно впечатляют: свыше 23 тысяч студентов и двух с половиной тысяч представителей профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава, 26 учебно-научных, культурно-спортивных и административных зданий, расположенных во всех округах города Москвы, общей площадью 135 тысяч квадратных метров! Но дело даже не в размерах обновленного Московского городского педагогического университета, а в том, насколько готов вуз участвовать в решении как давно назревших, так и принципиально новых проблем и задач столичного образования. Выступая 15 мая 2012 года в Московском доме учителя на совместном заседании ученых советов МГПИ и МГПУ, посвященном объединению двух вузов, министр образования Москвы Исаак Калина говорил про «укрепление за счет интеграции нашего мощнейшего ресурса» – МГПУ, первостепенной задачей которого становится «повышение уровня образования московского учительства». Это означает, что должна измениться ситуация, при которой подготовка профессиональных кадров для системы столичного образования осуществлялась в основном экстенсивным образом: педвузы видели свое предназначение главным образом в том, чтобы ежегодно выпускать на рынок труда сотни и тысячи молодых специалистов, тогда как лишь единицы из них в итоге закреплялись в учебно-образовательных учреждениях города. Далеко не всегда и наука, развивавшаяся в университетских стенах, имела широкий практический выход на систему образования, ограничиваясь немногими экспериментальными площадками или мероприятиями, малодоступными для работников низовых уровней просвещения. Перед обновленным МГПУ поставлена иная, более масштабная цель – развивая систему магистерского и дополнительного образования, взять на себя ответственность за уровень знаний и профессионального мастерства всего педагогического сообщества Москвы, превратить профессиональное образование и самосовершенствование педагогов в непрерывный процесс, осуществляемый ими на протяжении всей профессиональной деятельности. Любой специалист, не только выпускник педагогических учебных заведений, должен иметь возможность пройти повышение своей квалификации в стенах университета в любом необходимом для него объеме и получить самый современный педагогический и методический инструментарий, открывающий ему двери в учебные, воспитательные, социальные учреждения или позволяющий более эффективно реализовывать свои профессиональные компетенции в педагогической деятельности. Стремительные изменения, которые происходят в экономике, в социально-культурном укладе нашей страны и всего мира, требуют все большей профессиональной мобильности от человека, вплоть до того что вынуждают практически каждого в течение жизни неоднократно менять и область применения своих способностей и умений, и их характер – менять саму профессию. К такому уровню адаптивности и профессиональной гибкости человека необходимо готовить, как говорится, с младых ногтей и поддерживать в нем эту способность вплоть до окончания им его профессиональной деятельности. Насколько готов к решению этой амбициозной задачи МГПУ? Объединив в результате его реорганизации два столичных педагогических вуза, он в действительности интегрировал две разные модели развития высшего педагогического образования, в синтезе которых, думаю, ключ к его будущему успеху. Московский городской педагогический университет – вуз, созданный под руководством его бессменного ректора Виктора Васильевича Рябова в 1995 году, можно сказать, с чистого листа. Это с самого начала был университет нового типа, лишенный многих застарелых болячек давно существующих вузов, он создавался под решение конкретных задач, стоявших перед столичным образованием в середине непростых 1990-х годов. За основу МГПУ была выбрана академическая модель классического университета, проверенная столетиями, пусть и с поправкой на его педагогическую специфику. Десятки научных школ с всероссийской и даже мировой известностью, 12 диссертационных советов, в числе преподавателей и научных сотрудников, действительные члены и члены-корреспонденты российских и международных академий наук, заслуженные деятели науки и заслуженные учителя РФ, лауреаты Государственных премий, премий Президента и Правительства РФ. В составе университета Научно-информационный издательский центр, Центр стратегического анализа и прогнозирования проблем образования и регионального рынка труда, а также Научно-исследовательский институт столичного образования (НИИСО), научные сотрудники которого осуществляют фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям развития системы столичного образования. За годы своего существования университет сформировался как вуз, готовящий не только учителей для системы московского образования, но и специалистов непедагогических профессий: юристов, менеджеров, дизайнеров, психологов, социологов, специалистов в области связей с общественностью.В отличие от МГПУ его младший брат Московский гуманитарный педагогический институт еще до обретения им статуса высшего учебного заведения имел почтенную, более чем вековую историю деятельности на поприще образования и воспитания подрастающего поколения. Создан МГПИ был приказом Правительства Москвы от 27 июня 2001 путем реорганизации педагогического колледжа №3, в свою очередь правопреемника педагогического училища №3 им. Н.К.Крупской: именно по инициативе Крупской училище было создано в 1936 году – в легендарном здании на Садовой-Самотечной, 8, в котором с 1874 года и до революции существовала женская гимназия М.Ф.Калайдович! МГПИ выбрал несколько иную модель своего развития – не академического, а скорее творческого вуза, понимая саму профессию педагога как дело штучных специалистов, уникальных набором своих дарований и способностей, для формирования которых необходим такой же индивидуальный подход к каждому студенту и такая же неформальная, почти семейная среда, как и при подготовке, скажем, артиста, писателя или космонавта. В небольшом по столичным меркам вузе (около 5 тысяч студентов) особое внимание уделялось и воспитательной работе, выработке у студентов навыков организации не только учебной, но и внеклассной, культурно-просветительной и рекреационной работы. Команда КВН института, ее спортивные сборные и творческие коллективы были постоянными призерами различных соревнований, конкурсов и смотров; литературный салон МГПИ «На Самотеке» за свою 10-летнюю историю стал одной из ведущих литературных площадок Москвы, организуя встречи писательского и студенческо-педагогического сообществ. В 2010 году МГПИ по поручению Департамента образования разработал концепцию и выступил в роли ведущего организатора общегородского культурно-образовательного проекта «Литературный венок России», запущенного в Год чтения. Вообще проблема чтения, его продвижения и популяризации в детской и подростковой среде в последние годы стала одним из ключевых направлений деятельности института. Нельзя не упомянуть и Музей молодежных субкультур, позволяющий будущим специалистам лучше ориентироваться в молодежной среде, уметь вычленять из всего многообразия социально деструктивные группировки, заниматься профилактикой вовлечения в них подростков. Кроме того, именно в МГПИ и по его инициативе открылся первый в стране Центр наставничества молодых специалистов, оказывающий им поддержку не только в трудоустройстве, но и в профессиональной деятельности на ее начальном этапе; лучшие студенты участвуют в проекте «Педагогические мастерские», позволяющем им по окончании института остаться в выбранных еще во время прохождения педагогической практики школах. Конечно, замечательные ученые и целые научные школы работали и в МГПИ (достаточно упомянуть круг авторов федерального учебного комплекса по литературе «В мире литературы»). Организационная структура научных подразделений МГПИ включала в себя 4 научно-исследовательских центра, 11 научных школ, сеть городских экспериментальных площадок, велась подготовка научных кадров по 11 актуальным специальностям в аспирантуре, действовали 2 докторских диссертационных совета по 4 специальностям. Институт сотрудничал с легендарным университетом Европы Сорбонной, с итальянскими Барийским и Генуэзским и другими европейскими университетами, в нем читали лекции студентам и аспирантам специалисты из Германии, Италии и других стран. Все эти наработки и контакты, безусловно, будут востребованы в обновленном университете. Нельзя сказать, что в МПГУ при всем его академизме и масштабности осуществляемых научно-исследовательских проектов недостаточное внимание уделяли культурному просвещению и воспитанию студентов, их творческой и спортивной самореализации (среди студентов университета есть даже олимпийские призеры!) или игнорировали запросы и проблемы системы образования в целом. Преподаватели и научные сотрудники МГПУ за последние годы подготовили большое количество учебников для школ, педагогических колледжей и вузов. Это учебники по математике и информатике, иностранным языкам, биологии, химии, географии, специальной педагогике и психологии, истории, экономике, педагогике. Многие учебники входят в федеральные серии учебно-методических комплектов и отмечены различными наградами. Например, серия учебников А.Мордковича, работы Е.Романовой удостоены премии Президента РФ. Учебно-методический комплект, разработанный под руководством О.Афанасьевой, и учебно-методический комплект Н.Конышевой отмечены премиями Правительства РФ. В научном комплексе университета важное место занимает университетский научно-образовательный округ, в который сегодня входят дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, гимназии, центры образования, лицеи, педагогические и технологические колледжи, детская художественная школа. В 2001 году по решению Департамента образования как структурное подразделение университета был создан городской информационный ресурсный центр (ГИРЦ), цель деятельности которого – обеспечение профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий и формирование современной информационной культуры педагога. Однако новое время ставит новые задачи перед столичным образованием, решить которые возможно лишь соединив верность традициям с открытостью инновационным решениям и подходам, вертикально интегрированную структуру с сетевыми формами работы, а академическую глубину даваемых знаний – с умением повернуть эти знания в практическую, можно даже сказать, прагматическую плоскость. Это должно быть по силам только объединенному, обновленному университету, уже немало сделавшему для столичной системы образования и должному теперь стать флагманом вывода этой системы на новые рубежи, новые уровни развития!Александр КУТУЗОВ, доктор педагогических наук, профессор, ректор Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте