Еще в самом начале моей педагогической карьеры со мной произошел показательный случай, из которого я вынесла невероятно ценный урок.
Итак, мы с моим классом посетили один из московских музеев в рамках экскурсии. Поскольку число желающих посетить экспозицию оказалось слишком большим, ребят разделили на две группы, соответственно, у каждой был свой экскурсовод. Во время самого мероприятия я переходила от одной группы к другой, наблюдая за детьми. С первой частью классного коллектива работал очень энергичный экскурсовод, который рассказывал настолько динамично и увлекательно, что ребята не отвлекались ни на минуту. Они были полностью поглощены рассказом, как и сам оратор.
Вторая же часть коллектива практически полностью потеряла внимание к происходящему, еле передвигалась и смотрела на экскурсовода со скучающим видом. Обратив внимание на сотрудницу музея, я поняла, почему коллектив не слушает ее: рассказ был абсолютно монотонным, тихим, создалось ощущение, что самой рассказчице неинтересно то, о чем она рассказывает. Вот в тот момент я четко поняла, что невозможно увлечь ребенка своим предметом, проектом, если тебе самому неинтересно то, о чем ты рассказываешь. Дети очень быстро считывают твой личный интерес и выявляют любую неискренность.
Ни для кого не секрет, что невозможно научить чему-то, если ты не умеешь этого сам. Чтобы работать учителем русского языка и литературы, я окончила филологический факультет, получив соответствующую квалификацию. С самого первого года работы я четко поняла, что сфера моих интересов и возможностей намного шире, чем только учитель-предметник. Практически сразу же я создала кружок «Эрудит», где собирались мотивированные ребята, и мы устраивали научные конференции и интеллектуальные игры. Но прежде я прошла курсы повышения квалификации по тому, как правильно работать с одаренными детьми.
Благодаря полученным знаниям мне удалось четко и результативно выстроить работу с ребятами. Поскольку кружок развивался стремительно и требовал каких-то новых решений, мы с учителем информатики и заинтересованными ребятами создали собственное программное обеспечение для проведения интеллектуальных соревнований среди обучающихся. Эту же разработку представили на научной конференции и заняли второе место, получив благодарность за вклад в просветительскую деятельность обучающихся. Работа кружка была со временем налажена, и я решила реализовать другой проект.
Еще с раннего детства меня невероятно привлекала журналистика, до поступления на филологический факультет я посещала профильные курсы. Столкнувшись с очень талантливыми ребятами в школе, я поняла, что им есть что сказать этому миру и детское журналистское сообщество просто необходимо. Изначально существовала только школьная газета, которая выходила несколько раз в месяц и распространялась среди ребят. Для выпуска такого издания мне хватало филологических навыков и знаний, полученных на курсах еще в юности.
Дети с удовольствием присоединялись к творческому коллективу, делились своими мыслями и идеями. И тогда я поняла, что ребятам недостаточно моих поверхностных знаний в области медиа. Через некоторое время я нашла хорошие курсы профессиональной подготовки и получила квалификацию редактора. Наши занятия стали гораздо интереснее, появились дополнительные возможности и идеи для реализации творческого потенциала ребят. Затем наша газета выросла в радио и даже телевидение, установилось сотрудничество с Московским образовательным телеканалом. Мы с ребятами постоянно посещали различные мастер-классы, вебинары, лекции. Они видели мою искреннюю заинтересованность и желание научиться чему-то новому, поэтому и поступали точно таким же образом.
Когда мне предложили попробовать себя в роли ведущей программы «Утро», я с радостью согласилась, так как это новый опыт, новые знания, выход за рамки собственного комфорта. Ребята с большим воодушевлением наблюдали за моим опытом, анализировали и постепенно перестали бояться публичных выступлений. Своим опытом мне удалось вселить в детей уверенность в себе, показав, что важны лишь желание и стремление. К нашему творческому коллективу стали присоединяться новые ребята. Попав на занятие, они заражались энтузиазмом и желанием познать все вокруг. Наш подкаст выиграл городской конкурс «Школьный музей: новые возможности», ребята стали финалистами городского конкурса медиапроектов Level Up, выиграли конкурс «Наука в кадре» и выпустили в эфир Московского образовательного телеканала более 15 видеороликов.
Чтобы сделать работу ребят еще плодотворнее и интереснее, я прошла еще несколько курсов по мультимедийной журналистике и возможностям медиа в рамках образовательной программы. Полученные знания я применяю на своих уроках и в рамках дополнительного образования. Когда я узнаю что-то новое, мне не терпится поделиться этим с ребятами! Дети с удовольствием принимают новые знания, так как мы вместе горим нашим делом.
Меня всегда очень интересовала проектная деятельность. Я уверена, что работа такого рода открывает все скрытые возможности ребенка, учит его быть взрослым, самостоятельным и целеустремленным. Совсем недавно я прошла курсы по реализации проектной деятельности среди обучающихся. На наших занятиях мы разрабатываем как личные проекты, так и коллективные, сотрудничаем с другими школами и городами.
Что же может сделать учитель, чтобы его слышали и слушали дети? Безусловно, он должен гореть своим предметом, стремиться познавать что-то новое, стараться создавать интересную среду вокруг себя, вовлекая туда обучающихся. Не нужно быть тихим и апатичным экскурсоводом, ведь тогда экскурсия под названием «образование» может закончиться скучающими лицами и неусвоенными знаниями. Сначала научись сам, а потом передай детям.
Ирина ЦАРЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1798 «Феникс»
Комментарии