search
main
0

Вот это массовость! Детское движение

Незабвенный Мишка Квакин, неформальный лидер дачно-поселковых несовершеннолетних хулиганов из повести Аркадия Гайдара, все-таки втайне завидовал Тимуру и его команде, организованным в пионерский отряд. Что и обнаружилось в конце повествования, когда Мишка в открытую примкнул к стройным пионерским рядам. И это символично, потому что этот Мишкин поступок был самой большой победой его злейшего врага – Тимура. Что касается автора повести, то нужно сказать, что он, как великий знаток детских душ, подметил и обобщил в поступке Квакина одну очень важную черту детской психологии – неодолимую тягу к организации.

Эта черта лежит в основе любого детского коллектива – школьного или уличного. Взрослые собираются в коллектив для совместной работы или по другой важной причине. Дети иногда сбиваются в стаи без всякой цели, лишь бы быть вместе. Эту тягу Макаренко положил в основу своей педагогики. Туземные полинезийские племена отделяют детей разных возрастных групп от взрослого общества и не допускают их к делам племени до совершеннолетия. И сами в детские дела не вникают, стаи малолетних туземцев решают свои проблемы сами.Цивилизованные страны этого допустить не могли и лет этак сто назад стали создавать детские организации. Дети цивилизованных стран, не имевшие самостоятельности юных туземцев, этого только и ждали. Заманить взрослого в какую-нибудь партию не так-то просто. Заманивать детей не нужно – они идут с удовольствием в любую кучу-малу.Так появились организации скаутов, разведчиков и следопытов. Бойскаутов (мальчишек) и герлскаутов (девчонок). Поскольку те и другие были неплохо одеты и в основном из средних школ (гимназий), мало доступных бедноте, у нас после революции скаутское движение было объявлено буржуазным, а вместо него появились пионеры.Вот это была массовость! Пионеры в нашей стране стали, можно сказать, как у туземцев, отдельным классом общества, и, что скрывать, они имели почти все, что нужно детям (не считая мелочей), включая летние лагеря, зимние дворцы пионеров, станции юных техников, даже газеты, стадионы и железные дороги. И немало добрых дел удавалось сделать пионерам сообща.И если бы не взрослые, несшие в пионерскую организацию мертвецкую идеологическую скуку и без конца лупившие детей по рукам, чтобы отбить охоту к любой самостоятельной деятельности, может быть, пионерская организация не умерла бы так быстро и так невзначай, погубленная формализмом взрослых. А вот движение скаутов живет более ста лет в более чем ста странах мира. Оно существует и у нас, но широкого распространения не получило.Но пустота требует заполнения. Дети, подростки нуждаются в общении, в организации. Массовую общероссийскую детскую организацию воссоздавать никто не хочет. Зато школьные, местные, городские, региональные детские организации возникают повсеместно. Но стало ли это явление масштабным оформившимся движением? Пока нет.Помогать детям самоорганизовываться необходимо. Им нужна квалифицированная помощь педагогов. Но таких специалистов, которые работают с детьми вне школы, очень мало. Их надо реально готовить, потому что уже давно безнадзорно существует множество неформальных детских объединений, где ребята сами придумывают, что им делать.Возьмем Москву. Здесь уже много детских общественных организаций, возникших, можно сказать, стихийно. Одна из них – Московское общественное объединение «Содружество» – создавалось именно так – по инициативе самих ребят, поддержанных их педагогами. Они сами разработали программу «Дорога добрых дел», которая успешно осуществляется уже два года.  Они заполонили Интернет своими идеями и описаниями «подвигов», то есть активно пропагандируют свою работу в социальных сетях. Первым наглядным планом работы детского движение Москвы на 2013-2015 годы стала карта «Дороги добрых дел». Описание каждого пункта карты подробно рассказывает об одном общественно значимом мероприятии, одновременно являясь приглашением к участию. Члены детского общественного объединения могут сами выбрать маршрут своей добровольческий деятельности.Законодатели не могли обойти своим вниманием детское движение. В 1995 году появился Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских организаций». Там, в частности, говорится, что детские общественные организации получают те же права, что и взрослые. Детские объединения стали партнерами государства в реализации программы «Дети России». Теперь над ними не довлеет никакая идеологическая сверхзадача, ребята сами решают, чем забивать себе голову и какие задачи себе ставить. Им надо доверять – они искренне хотят заниматься полезными делами и приносить пользу обществу. В своих организациях они живут интересно, ищут себе полезное занятие, ставят задачи  и творчески их выполняют. Взрослые, которые рядом,  помогают советом, консультируют.Но этого мало. Нужна реальная поддержка детских инициатив, нужны конкретные люди, которые свяжут неуправляемый стихийный процесс детской самоорганизации, детской общественной деятельности с задачами общества  в интересах прежде всего самих детей. Ведь именно в детских самоуправляющихся организациях дети учатся быть гражданами, происходит реальный процесс их социализации, взросления, накапливается опыт для их будущей жизни в обществе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте