Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Восток – дело высокометодическое

Учительская газета, №33 от 14 августа 2007. Читать номер
Автор:

Сегодня очень важна роль учителя-профессионала, основная педагогическая характеристика личности которого творчество. Если на качество результатов обучения НМЦ влияет опосредованно, то создание условий для профессионального роста учителей и методическое сопровождение образовательного процесса для повышения его качества – главное направление его деятельности и прямая обязанность методистов. Профессиональное совершенствование педагогических работников реализуется в первую очередь через систему повышения квалификации. В 2006/07 учебном году 2284 педагога Восточного округа (или 30% от общего числа педагогических работников) прошли обучение в системе МИОО, а за последние три года практически все учителя и другие специалисты образовательных учреждений округа повысили свою квалификацию.

СтатфактЭкспериментальное и инновационное поле Восточного округа включает 78 образовательных учреждений, представляющих 43 городские экспериментальные площадки (ГЭП). Взаимодействие со школами ГЭП НМЦ осуществляет, изучая, экспертируя, транслируя и внедряя результаты экспериментальной и инновационной деятельности в массовую практику. Используются различные формы работы со всеми категориями педагогических работников: семинары-практикумы, творческие лаборатории, «круглые столы», встречи с авторами УМК, мастер-классы, консультирование. Экспериментальные площадки становятся опорными по направлениям, которые необходимо развивать в системе окружного образования.В настоящее время обучающиеся 85% учреждений округа принимают участие в 38 окружных и городских научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах проектной деятельности.В Восточном округе стали традиционными: Ломоносовские чтения (гимназия №1530, директор Е.Кузнецова); Лингва (Измайловская гимназия №1508, директор В.Меламуд); Диалог культур (гимназия №1563, директор И. Морозова); Экономическая мастерская (СОШ с углубленным изучением экономики № 1301, директор И.Фастовский); «Лего-фестиваль» для учащихся начальной школы (ГОУ СОШ №1924, директор А.Смирнов); «Лего-фестиваль» для учащихся коррекционных школ (интернат №29, директор Л.Кмытюк); С 2003 года проводится конкурс «Эврика» для учащихся начальных классов (СОШ №1690, директор А.Клюхина); В 2007 году учащиеся округа приняли участие в научно-практической конференции «Целостный мир» (центр образования №1927, директор В.Кондрашов), экологическом фестивале для детей и юношества «Рассвет» (СОШ №399, директор О.Мерзляков) и конкурсе по робототехнике «Состязание роботов» (Преображенский кадетский корпус №5, директор В.Годына); Впервые в этом учебном году совместно с префектурой ВАО проведен конкурс «Лучший ученик округа-2007», в котором приняли участие старшеклассники всех образовательных учреждений ВАО.

В межкурсовой период деятельность по повышению профессионального мастерства учителей НМЦ осуществляет через постоянную систематическую учебу на базе округа и образовательных учреждений. Отличительная особенность этой работы -дифференцированный подход, который (в зависимости от категории педагогических работников) осуществляется в той или иной форме и наполняется соответствующим содержанием. Для опытных учителей наиболее результативной формой совершенствования профессионализма стали творческие лаборатории, в которых идет изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, непрерывное совершенствование научных знаний в области педагогики, психологии, гуманитарных, естественных и других наук. Например, на заседаниях творческой лаборатории учителей физики обсуждаются проблемы использования межпредметных связей, нового учебного оборудования, особенности работы по новым учебникам и программам. В работе лаборатории принимали участие опытные учителя школ №№ 1032, 409, 1024, 1076, 783, 390, 1079, 708. Творческая лаборатория учителей начальных классов, в состав которой входили учителя образовательных учреждений №№ 1690, 375, 1269, 1254, 1924, 1925, 889, разработала модели уроков с использованием нового дидактического оборудования, эти материалы пополнили окружную методическую копилку и были представлены в мастер-классах.

Оказание помощи школам НМЦ осуществляет и через создание творческих групп учителей для разработки методических рекомендаций по сопровождению образовательного процесса. Такие рекомендации уже разработаны по таким направлениям, как :

учебный кабинет и его роль в образовательном процессе;

интеграция ИКТ в учебные предметы в условиях нового базисного учебного плана;

изучение ОБЖ на интегративной основе;

изучение иностранного языка в начальной школе;

организация работы психолого-медико-педагогических консилиумов;

организация итоговой аттестации по иностранному языку;

преподавание технологии с использованием конструктора «Лего»;

подготовка учащихся к ЕГЭ.

На современном этапе меняется роль учителя. Сегодня работа педагога требует профессионального подхода к самым мельчайшим деталям, ведь именно он помогает становлению личности ученика и все делает для того, чтобы она соответствовала самым строгим критериям современного общества. Понятно, что нынче востребован не просто воспитатель или предметник – урокодатель, а педагог-исследователь.

Формирование учителя нового типа возможно в условиях школы – экспериментальной площадки. Именно инновационно-экспериментальная деятельность способствует развитию профессиональных компетентностей учителя-исследователя. Для центра научные исследования не самоцель, а инструмент, позволяющий создать пространство профессионального, личностного роста школьных учителей, управленцев, методистов.

Работу по подготовке педагогов-исследователей центр организует на дифференцированной основе с учетом их индивидуальных запросов, лаборатория экспериментальной и инновационной деятельности совместно с этими учителями разработала и апробирует варианты учебных планов различных профилей, их программно-методическое обеспечение, программы элективных курсов, спецкурсов и методические рекомендации по их применению; уже создана методика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Результатом совместной работы методистов и учителей, участников инновационной и экспериментальной деятельности стали позитивные изменения в школьном образовании. Инновационная площадка по языковому образованию (№1530, 1516, 1290, 1200, 1268, 1752) внесла системные изменения в содержание языкового образования через апробацию и адаптацию учебно-методических комплектов нового поколения, разработала программы элективных курсов для профильного обучения. Инновационная сетевая площадка: школьное информационное пространство (№№1512, 1530, 1254, 1952, 400,1 351) подготовили электронные учебные пособия по различным предметам, методические разработки к урокам по использованию ИКТ. ГЭП «Экологическое образование для устойчивого развития» (№№446, 1048, 1294) разработали содержание нового курса по экологии для 10-11-х классов

Изменения в содержание школьного образования вносит также экспериментальная работа школ по освоению универсальных умений и метазнаний. Образцы такой работы разрабатываются и апробируются на таких экспериментальных площадках, как:

«Развивающая среда начальной школы» (№№ 889, 375, 1690, 1924).

«Построение образовательного пространства обучения на основе деятельностного подхода» (№ 1724).

«Создание системы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения» (№ 1563).

Таким образом, деятельность НМЦ по совершенствованию экспериментальной и инновационной деятельности в округе и внедрению ее результатов в массовую практику позволяет, с одной стороны, создать условия для реализации экспериментальных программ, с другой – выстраивать непрерывную систему взаимодействия методистов и педагогов-экспериментаторов.

Современный мир требует высокообразованных людей, готовых к работе в области высоких технологий в различных областях экономики, техники, науки и культуры. Сегодня как никогда актуальной становится проблема интеллектуального и нравственного развития личности, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, то есть приобщение детей к творческой деятельности. Решение этой проблемы Научно-методический центр видит прежде всего в работе с педагогами по овладению и использованию ими в образовательном процессе современных педагогических технологий, среди которых особое место занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся.

В округе сложилась система проектно-исследовательской деятельности, учащимся предоставляется возможность размышлять, сопоставлять разные точки зрения, позиции, формировать и аргументировать суждения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на свой и чужой опыт. Исследовательский проект – первый научный труд школьника. Подготовительная работа и сам процесс исследования проблемы, защиты ее результатов развивают интерес обучающихся к данному виду деятельности, повышают их образовательный потенциал.

Методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности в округе как одно из приоритетных направлений работы Научно-методического центра осуществляется в процессе взаимодействия центра с образовательными учреждениями. С этой целью создан банк данных проектно-исследовательской деятельности по предметам естественно-научного, физико-математического и гуманитарного циклов; изучена результативность работы, обобщен опыт образовательных учреждений по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Это позволило Научно-методическому центру определить основную задачу в работе с образовательными учреждениями как повышение профессиональной компетентности педагогов в овладении способами организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. В округе определены 40 опорных школ, в которых созданы методические советы, возглавляемые методистами НМЦ и лучшими учителями округа. На методических советах систематически проводятся консультации, семинары, мастер-классы как для педагогических работников всех предметных циклов, так и для обучающихся.

Практической реализации проектно-исследовательской деятельности обучающихся способствуют научно-практические конференции, фестивали, конкурсы творческих работ детей, проводимые в округе. В ходе этих мероприятий школьники имеют возможность раскрыть свои таланты и наклонности, обменяться мнениями и лично встретиться с представителями науки, культуры, деловых кругов, предпринимателями округа, города.

Особенность организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в округе заключается в индивидуальности каждого из проводимых мероприятий. Например, научно-практической конференции «Ломоносовские чтения» исполняется в этом году 17 лет. Конференция проводится совместно с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова. По итогам конференции выпускается сборник лучших работ учащихся 2-11-х классов. Популярность Ломоносовских чтений настолько велика, что в них участвуют школьники не только Восточного округа, но и других округов Москвы и Московской области.

В 2006 году в научно-практической конференции приняли участие 340 учащихся из 28 образовательных учреждений, было представлено 198 работ.

Научно-практическая конференция «Лингва» с 1998 года традиционно проходит на базе гимназии №1508. В 2002 году она получила статус городской. Повышенный интерес к конференции не случаен, ибо творческая по своей сути работа, органично включенная в учебный процесс, способствует его обогащению, представляет дополнительные возможности развития старшеклассников, приобщает учащихся к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в различных областях языковой компетенции.

Участниками научно-практической конференции «Лингва», которая в настоящее время проводится на четырех иностранных языках, ежегодно становятся свыше 400 обучающихся из образовательных учреждений Москвы, Московской области и других городов России.

Научно-практическую конференцию «Диалог культур» для учащихся 8-11-х классов с 2005 года проводит гимназия №1563 совместно с Московским гуманитарным университетом, Институтом языков и культур имени Л.Н.Толстого и Московским гуманитарным университетом, в ней участвуют более 350 учащихся.

Ключевые позиции конференции:

воспитание толерантности;

формирование культуроведческой компетенции в области гуманитарных наук;

развитие социальных компетенций в процессе выполнения исследовательской работы.

Научно-практическая конференция учащихся «Экономическая мастерская» впервые была проведена в апреле 2006 года, в рамках конференции проводятся творческие дискуссии учащихся, педагогов, ученых по различным аспектам экономической науки, а также по проблемам совершенствования образовательного процесса на основе современных технологических решений и формирование навыков, обеспечивающих старшекласснику и выпускнику успешность его жизненной карьеры. В 2007 году в конференции приняли участие 109 учащихся из 42 школ округа.

Окружной «Лего-фестиваль» для начальной школы проходит с 2004 года. Его задачами стали популяризация возможностей конструктора LEGO как одного из средств новых технологий в обучении и развитии младших школьников; развитие коммуникативных умений и навыков; выявление среди обучающихся начальной школы детей, готовых к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. В 2007 году в фестивале приняли участие 155 учащихся начальной школы. С 2005 года на базе школы-интерната №29 проходит «Лего-фестиваль» для учащихся специальных коррекционных учреждений VIII вида, который привлекает широкий круг учащихся коррекционных образовательных учреждений и воспитанников школ-интернатов к творческому труду, способствует обмену педагогическим опытом по применению современных педагогических технологий в практике по развитию творческих способностей учащихся и их реабилитации и адаптации. В фестивале принимали участие команды всех специальных коррекционных образовательных учреждений округа и школ-интернатов №№29, 80, 53.

Научно-практическая конференция «Целостный мир» на базе центра образования №1927 состоялась в марте 2007 года. Главная идея конференции – формирование целостности взглядов человека на мир и его познание. Важной особенностью представленных учащимися работ стала интеграция двух и более наук, представленных в исследовании. Яркой страницей конференции стала секция «Театр науки», в которой самостоятельные сценарии и авторские инсценировки рассказали об интересных фактах из истории наук, отдельных изобретениях и открытиях. В конференции приняли участие 240 школьников из образовательных учреждений округа.

В январе 2007 года на базе средней общеобразовательной школы №399 состоялось открытие ежегодного окружного экологического фестиваля детей и юношества «Рассвет», цель которого – формирование творческой личности с экологическим мировоззрением. Экологический фестиваль «Рассвет» проводится в рамках реализации комплексной программы экологического образования ВАО, в его программе акции «Всемирный день воды», «День охраны птиц» и «День Земли»; практические мероприятия по улучшению экологической обстановки: экологический мониторинг обстановки в ВАО, разбивка цветников и так далее. В фестивале приняли участие школьники 40 образовательных и дошкольных учреждений. 162 участника фестиваля представили свои работы членам экспертного жюри.

В январе 2007 на базе Преображенского кадетского корпуса №5 при содействии центра образования «Технологии обучения», Института новых технологий, компании LEGO Education (Дания) был открыт фестиваль «Лего-роботов». 12 команд образовательных учреждений округа стали участниками интересных состязаний движущихся моделей-роботов.

Конкурс «Лучший ученик округа-2007» в минувшем учебном году проходил в округе впервые. Организаторы конкурса поставили такие цели, как формирование образа старшеклассника-выпускника современного образования; выявление талантливых учащихся и педагогических коллективов, способствующих их выращиванию в условиях системы образования округа; создание новых условий самореализации ученика.

В рамках реализации постановления Правительства Москвы «О молодежном предпринимательстве в городе Москве» в нашем округе создан центр инновационных технологий для учащейся молодежи «Мой выбор», который совместно с НМЦ разработал программу по вовлечению старшеклассников в общественную жизнь, развитию их творческого потенциала. Созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив старшеклассников, подготовке кадрового резерва для действующих предприятий малого бизнеса способствуют также «Ассоциация старшеклассников-предпринимателей», «Экономический форум», который проводится уже второй год. В результате был издан каталог лучших предпринимательских проектов учащихся образовательных учреждений Восточного округа.

Одаренность, талант, способности как качества и свойства личности особенно ярко проявляются в творческой деятельности учащихся-гимназистов. Важным направлением своей деятельности центр считает работу с гимназией, которую возглавляет доктор педагогических наук, профессор Людмила Михайловна Перминова. В 2007 году в Восточном округе был создан педагогический клуб «Гимназическое образование в третьем тысячелетии». Инициатива создания педагогического клуба была проявлена директорами гимназий и поддержана НМЦ ВАО.

Задачи педагогического клуба состоят в том, чтобы, пользуясь Концепцией гимназического образования, разработать методические материалы, с помощью которых провести самоидентификацию гимназий; на основании результатов самоидентификации выявить общее, особенное и частное в облике окружных гимназий, построить их обобщенный портрет и определить проблемы, требующие системного решения в контексте Концепции гимназического образования. Все это удалось сделать. На основании самоидентификации были выявлены проблемы содержания гимназического образования; специфики образовательных технологий, которые необходимы в условиях гимназий; образовательного стандарта; организации научно-методической работы. Решение этих проблем и стало основой деятельности педагогического клуба «Гимназическое образование в третьем тысячелетии». Членам клуба удалось сконструировать и обобщенный портрет гимназий округа, которые со сложившейся с культурно-исторической точки зрения ориентированы на высокие университетские ценности, а значит, на обучение научным методам познания. Кроме того, гимназии стремятся к воспитанию своих питомцев в соответствии с высокими нравственными идеалами.

В 2007-2008 учебном году педагогический клуб «Гимназическое образование в третьем тысячелетии» намерен продолжить концептуализацию гимназического пространства в округе средствами методологических семинаров для гимназий и школ с гимназическими классами; сосредоточить решение задач и проблем гимназического образования в русле подготовки к научно-практической конференции для гимназий «Научно-методологическая работа в гимназиях – важнейшее условие сохранения и устойчивого развития ценностей гимназического образования».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту