search
main
0

Восприятие мира глазами ровесницы

К 70‑летию со дня рождения Нади Рушевой

Надя Рушева… Это имя с середины 60‑х годов XX века стало для многих синонимом юности, таланта, несправедливости судьбы. «Девочка-планета», «Моцарт в живописи» – какими только эпитетами не награждали Надю журналисты. А она была обычной девчонкой, которая любила мороженое и не любила математику. А еще она не могла жить без рисования.

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе, где в то время были в творческой командировке ее родители Наталья Дойдаловна Ажикмаа и Николай Константинович Рушев. По местным обычаям знакомый мудрец дал девочке имя Найдан, что в переводе с монгольского означает «Вечно живущая». Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Шаболовке. Надя росла спокойным ребенком: ее можно было надолго оставлять одну – она увлеченно рассматривала книжки. Девочка очень любила слушать, как ей читают, и в это время рисовать. Так появилась и первая серия рисунков: папа читал «Сказку о царе Салтане», а дочка зарисовывала образы, сложившиеся в ее головке.

В школу Надя пошла по современным меркам поздно: в семь с половиной лет. Училась хорошо, с 11 лет стала по выходным ездить во Дворец пионеров в художественную студию, где занималась с педагогом Людмилой Александровной Магницкой. Девочка очень много читала, семья часто бывала в театре, в кино, ездила на экскурсии. Надюша любила музыку, особенно Рахманинова и «Битлз». А увлечение танцем девочка впитала с молоком матери, ведь Наталья Дойдаловна – одна из первых балерин Тувы. Родители вспоминали, как Надя часто танцевала в одиночестве, думая, что ее никто не видит. И всегда и везде она рисовала: дома, слушая, как читает книгу отец, на уроках в школе (сохранились рисунки на промокашках, тетрадных обложках, даже на контурных картах), по дороге в блокнотике, который всегда носила с собой. Рисовала сразу набело, даже не пользуясь ластиком, так, для себя, часто комкала непонравившиеся рисунки и выбрасывала. Образы, рожденные ее рукой, очень разные: это семейная пара кактусов и мать Гамлета с пустыми от горя глазами, сатирические зарисовки стиляг и женщины, руками пытающиеся защитить детей от бомб.

Уже в 12 лет состоялась первая персональная выставка Нади Рушевой в редакции журнала «Юность». Об этом похлопотал Борис Полевой, знаменитый писатель, главный редактор этого журнала, очарованный художественным талантом девочки. И сразу успех, признание. «Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, с чувством композиции, с остротой ее образов – с ее творческим восприятием мира… Таланты такого рода являются достоянием всего народа – государства», – из отзыва В.А.Ватагина, известного скульптора, академика. А потом десятки выставок, публикаций – пришла слава. Однако это никак не повлияло на Надю, она по-прежнему скромна, доброжелательна, отзывчива. Педагоги и ребята, учившиеся в одно время с ней, вспоминают, что ее не надо было упрашивать помочь что-то оформить, сделать газету, Надя никогда не отказывала. Она вообще старалась сделать жизнь вокруг себя интереснее: приглашала подружек на выставки, устраивала в классе викторины, а после поездки в «Артек» в 1967 году организовала в школе КЮДИ – Клуб юных друзей искусства.

«Артек» много значил для Нади. По собственному признанию, ее жизнь разделилась на две части: до «Артека» и после (об этом периоде В.М.Киселевым написана достоверная и интересная книга «Месяц в «Артеке»). Там она познакомилась с Марком Антоновичем Кушнировым, вожатым, с Олей Бариковой и Аликом Сафаралиевым, ставшими ее близкими друзьями. С ними Надя переписывалась до последних дней, делилась радостями и переживаниями, обсуждала книги, фильмы, присылала им рисунки, а Алик писал ей свои стихи. Эти письма очень интересны не только с биографической точки зрения, они дают возможность увидеть эпоху через личность, причем личность, еще не испорченную никакими догмами. К тому же очень интересно наблюдать психологию подростка, познающего мир, примеряющего его на себя: «Теперь мне 16 лет! Многое изменилось за это время. Произошел какой-то перелом. Во многих вещах разочаровалась, а некоторые воспринимаются сейчас с новым радостным интересом. Даже послушаешь, о чем говорят малыши на улице по дороге в школу, и улыбаешься – так интересно и любопытно. Себя виню за слабость: слишком многие пустяки принимаю близко к душе. Нервничаю, скандалю, уступаю… Надо как-то перестраиваться».

Надя взрослела, читала все больше и все более серьезные книги. Она даже завела дневничок, где записывала, что прочла, что видела, где была, и свои впечатления об этом. Этих записей так много, что поражаешься: когда она все успевала?!

А успевала она не только получить впечатления, но и выплеснуть их на бумагу. Так родились нежный и трогательный Маленький принц, князь Андрей, которого Надя изображала всегда надменным, легкий, веселый и такой близкий Пушкин, Мастер и Иешуа, похожие, как братья. Надя изображала героев произведений так, как чувствовала: то по-детски наивно, то по-юношески категорично, но всегда она проникала в самую суть личности, улавливала малейшие оттенки характера, настроения. Причем передавала это несколькими штрихами! Н.Н.Жуков, известный художник, писал: «Я убежден, что линейный рисунок имеет специфику: в нем больше лаконизма, ясности, прямоты мысли. И мне приятно отметить, что все рисунки Нади Рушевой были линейными, певучими и красивыми».

В последние годы Рушева создала несколько циклов, ставших ее визитной карточкой.

Так, в 1968 году на выставке Н.Н.Жукова Рушевы познакомились с А.И.Гессеном, старейшим пушкинистом. Ученый был пленен рисунками Нади: «На 95‑м году своей жизни я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чувство художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей новой книгой «Жизнь поэта», которую задумал иллюстрировать только рисунками самого поэта. Но до двадцати лет Пушкин не рисовал! «Надя, восполните этот его невольный пробел?» И я дал ей почитать в рукописи две свои первые главы «Детство» и «Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила. Подумала несколько минут. Потом сказала: «Попытаюсь!» Через месяц мы снова встретились. В папке ее лежало больше семидесяти рисунков. Они были совершеннее прежних, перенесли нас в знакомый пушкинский мир».

Иллюстрации к роману Л.Н.Тол­сто­го «Война и мир» тоже стали вехой в творчестве Рушевой. Она рисовала героев романа так, как чувствовала, так, как понимала это сложное произведение в свои 16 лет. Работы были выставлены в Музее Л.Н.Толстого, после чего по инициативе замдиректора по научной части Э.Г.Бабаева состоялось их обсуждение. Мнение толстоведов не было однозначным: кто-то был восхищен, а кто-то говорил, что Рушеву еще рано считать настоящей художницей. Интересна и достойна была реакция Нади: «Критиков я благодарю. Я работаю для будущих людей (Надя опять кивнула в сторону ее девочек). В своих образах я отражаю то, что представляю во время чтения… Мне кажется, что юному художнику надо рисовать так, как это делали импрессионисты, – по впечатлению. Через 20 лет, конечно, возвращусь к этому роману» (из книги Н.К.Рушева «Последний год Надежды»).

Вершиной творчества Нади Рушевой считают ее иллюстрации к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», который тогда только вышел в журнале «Москва». Надя на одном дыхании прочла книгу и очень много рисовала. Интересно, что, когда Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя, увидела рисунки художницы, она была потрясена тем, что девочка смогла понять, почувствовать это сложнейшее произведение. «Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность… Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах… Как замечательно!..» – прокомментировала она один из рисунков.

С Булгаковым Рушеву сближает еще и то, что оба часто сатирически изображали свое время. У Нади есть серия рисунков, где она с юмором показывает своих современников, точно подмечая при этом малейшие детали.

Академик Д.С.Лихачев писал: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливости ее личности.

Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете (ее наиболее ранние рисунки), об Античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе, Экзюпери и, наконец, о «Мастере и Маргарите» Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16‑летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана».

Надя Рушева умерла 6 марта 1969 года. Ей было всего 17 лет, но она так много успела дать миру и людям, что ее имя до сих пор произносят с восхищением, а ее рисунки зажигают огоньки творчества в юных сердцах.

В 1971 году в школе №470 (ныне школа №1466 имени Надежды Рушевой) был создан музей Нади. Первым экскурсоводом в нем был Николай Константинович Рушев. Музей и сейчас существует, в нем по-прежнему ждут гостей – тех, кто давно любит творчество Рушевой, и тех, кто только открывает его для себя.

В музее много традиций, которые мы стараемся сохранить и приумножить. С годами работа, связанная с экспозицией, вышла за рамки музейной: изучение жизни и творчества Нади вдохновило ребят и педагогический коллектив на собственные проекты. У нас регулярно проходят конкурсы и научно-практические конференции, особенно известны конкурс рисунков «Надежда есть!», которому в этом году уже 15 лет, и фестиваль наук «Кентавренок». Помимо постоянно действующей экспозиции мы проводим временные выставки на нашей площадке и выездные, побывали уже во многих уголках нашей страны.

Двери музея открыты абсолютно для всех, и у нас часто бывают гости из других городов и стран. Мы стараемся создать атмосферу сотворчества, дать возможность соприкоснуться с искусством во всех его проявлениях, поэтому в музее часто бывают поэты, писатели, музыканты. Особенно мы дорожим дружбой с театром «Сфера», с которым нас связывает множество совместных проектов. Ребятам очень важно такое общение, ведь они видят, что жизнь может быть наполнена многими интересными делами, видят увлеченных людей, причем состоявшихся, известных, и эти люди запросто общаются с ними, обычными школьниками, слушают их стихи и рассказы, внимательно рассматривают рисунки…

Важным фактором является и то, что Надя Рушева создавала лучшие из своих рисунков, когда ей было 12-17 лет. Ребята видят восприятие мира глазами своего ровесника, и оно им, естественно, ближе, чем восприятие критиков или учителя. Кроме того, интерпретация литературного образа ребенком, гениальным ребенком, позволяет и нам, учителям, по-иному взглянуть на этот образ, открыть иногда неизвестные грани.

Творчество Рушевой предоставляет широкие возможности для проектно-исследовательской деятельности. Уже несколько поколений ребят проводят исследования в фондах нашего музея и Государственного музея А.С.Пушкина, чем вносят значительный вклад в науку и в дело сохранения памяти о художнице.

Имя Нади Рушевой, ее рисунки – важная часть жизни школы №1466, художница была ученицей нашей школы, а теперь свет ее таланта, теплота ее неугомонного сердца помогают современным ребятам приобщиться к вечному и прекрасному, поверить в себя, и мы, взрослые, видим, что все не зря, что здесь живет Надежда!

Наталия УСЕНКО,
учитель русского языка и литературы школы №1466 имени Н.Рушевой, руководитель школьного мемориального музея Нади Рушевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте