Тема нашего сегодняшнего диспута – директор как рулевой воспитательного процесса в школе. Причем, говоря о системе воспитания, не стоит фокусировать внимание только на учениках. Воспитывать надо и учителей, и уж тем более родителей.
Зинаида ПОЛЯКОВА, директор школы-интерната №37 Санкт-Петербурга: Готовы ли вы полностью отдать себя детям?
Воспитательная система у нас зиждется на постоянном вовлечении родителей в жизнь школы. Классные часы, например, проходят в присутствии широкого круга специалистов – медиков, психологов, где совместно обсуждаются проблемы как общего, так и индивидуального порядка.
В школе сохранен институт кураторства: взрослые опытные педагоги берут шефство над молодыми и учат их методической работе. С годами «дозировка» кураторства уменьшается, но чтобы воспитать настоящего учителя, требуется не менее пяти лет. Сегодня, к сожалению, молодой специалист, устраиваясь на работу, задает такой вопрос: что я должен делать и сколько я буду зарабатывать? И приходится его воспитывать в духе: мы должны делать всё. Это главный воспитательный момент – готовность полностью отдавать себя детям.
Очень важно, когда педагогический коллектив живет как одна семья. И как глава семьи руководитель должен создать благоприятную атмосферу. Что для этого нужно? Наверное, руководствоваться принципами взаимоуважения и взаимопонимания. Если у нас педагогический совет, то здесь допускаются и дискуссии, и «круглые столы», а главное, людям творческим всегда сопутствует поддержка. Здесь же на педсоветах воспитывается умение слушать другого, умение воспринимать чужую точку зрения.
Я люблю и стимулирую в педагогах потребность в самообразовании. На методических объединениях каждый из них становится у доски. Много значит, когда здесь и сейчас находится практическое решение той или иной проблемы, звучит дельный совет.
Еще один аспект воспитательной системы – внеклассный. Совместные экскурсии, поездки, праздники. Я люблю, когда мои учителя ходят в театры, на концерты. Недавно ездили в Псков, Тихвин. Привезли фотографии. Мы все вместе ходили в Никольский собор, исповедались и причастились. В школе проходят пасхальное и рождественское богослужения. На службах все вместе: и взрослые, и дети. Эта общность роднит, сплачивает и помогает осознать себя частью одного большого коллектива.
Валентина ТЕРЕЩЕНКО, директор гимназии №27 Кургана: Воспитание и обучение неразделимы
Для меня воспитание и обучение – процессы, неотделимые друг от друга. Годы перестройки, пересмотр идеологии, модернизация школы… Что бы ни происходило, мы никогда не отказывались от воспитания. Как учить ребенка, если ты его не понимаешь?!
А чтобы понять, надо создать условия, дабы ребенок проявился как личность, раскрылся. И тут, конечно, очень многое зависит от директора учебного заведения. Мне легко понимать моих мальчишек и девчонок, потому что путь к директорству был наполнен познанием. Работала учителем, преподавая историю, 8 лет организатором по воспитательной работе, а это отличная школа, затем завучем по воспитательной работе.
Школа-гимназия №27 существует с 1989 года. Я сама ее строила, можно сказать, с первого кирпичика. И рада тому, что за эти годы создана такая образовательная среда, в которой ценности жизни, здоровья и развития детей стали приоритетными.
Меня называют «детским директором». И это так. Школа должна быть теплым домом, в котором каждый ребенок чувствует себя нужным, любимым, принятым, уверенным и успешным. «Вокруг ребенка вращается все!» – это восклицание о двадцать седьмой.
Двери моего кабинета всегда открыты, принимаю в любое время и детей, и родителей.
В гимназии 33 кружка с разной развивающей направленностью. И если ученик где-то показал себя, то он никогда не останется незамеченным, его успешность будет отмечена. Мы разрешаем детям быть Творцами. Захотел однажды один старшеклассник вложить свой талант в оформление кабинета завуча – разрешили. Теперь там на стенах (как элемент оформления) учащиеся пишут пожелания учителям и школе.
Учится, скажем, паренек не очень, но блеснул в баскетболе – все вокруг будут радоваться, иначе нельзя. Не умеешь петь – играй в баскетбол, не получилось на контрольной по математике – свершится в театральной студии. Без признания заслуг, без поддержки нельзя, иначе можем упустить ребенка.
Мы культивируем в наших детях чувство успешности..
Наша школа с мажорно-привлекательным обликом. Она имеет свой гимн, свою систему гимназических праздников, театральные постановки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции.
В гимназии много праздников – это способ воспитания культуры времяпровождения, отдыха, того, чего так не хватает в нашем обществе.
У нас культ спорта, здоровья. Валеологическое сопровождение учебного процесса начинается с первого класса. Спортивные залы гимназии никогда не пустуют. Расписание составлено так, что каждый ученик занимается спортом не менее часа в день.
Мы делаем все, чтобы ученики не выросли Иванами, не помнящими родства, чтобы они любили русскую культуру, семью, хранили впечатления детства, боготворили гимназию, свой дом, наш город.
У меня великолепная команда: без единомышленников что посеешь?! В школе преподают 13 наших выпускников, что о многом говорит. Главное – они не могут работать плохо. Хорошо работает родительский комитет вместе с советом гимназистов. Два раза в году мы проводим родительские конференции. Ведь сегодня одной школе не то что с воспитательными задачами, с процессом обучения не справиться.
Раиса ГЕРАСИМОВА, директор Гожнинской средней школы Малопургинского района Удмуртской Республики: Ищем изюминку
Директором школы я работаю с 1982 года. За это время успела понять самую главную истину: духовная атмосфера в школе – хотим мы этого или нет – целиком и полностью зависит от директора: от его настроения, от характера, от умения выстраивать отношения… Его основная задача – сделать так, чтобы классные руководители, ученики, родители работали как одна сплоченная команда. Только тогда можно говорить о воспитательной системе школы.
Директор должен быть тонким психологом. В каждом человеке надо находить положительные стороны. И они будут теми самыми ниточками, с помощью которых можно «соткать» индивидуальную работу.
Я заметила: если директор, кроме хозяйственных дел в школе, ведет еще и уроки – в этих классах отношение детей к учителю, к миру знаний совершенно другое. Школьники начинают постепенно осознавать, что директор – это не монстр какой-то, а обычный человек, друг, которому можно доверить свои самые сокровенные мысли. Поэтому на переменах, после уроков мы обсуждаем вместе с учениками их достижения, душевные проблемы, радости… Такие доверительные беседы помогают директору понять, чем и как живет ученик.
Общаясь с учениками, я ощущаю себя не директором – организатором работы школы, а живым и близким для них человеком, которому интересно все: их личные переживания, мысли о будущем… Благодаря этому ощущению возникает вдохновение – себя полностью отдаешь работе, но при этом не чувствуешь, что это твоя профессиональная обязанность.
Большую воспитательную работу в школе ведут классные руководители, педагоги-организаторы. Каждая учебная неделя у нас наполнена интересными встречами, увлекательными играми.
Обязательное требование к классному руководителю – это дневник, в котором подробно написано о каждом ученике: его биография, темперамент, хобби, комплексы, его семья…
В конце учебного года подводишь итоги: сумели ли ученики показать глубину знаний, смогли ли реализовать свои способности в полной мере и какие ощущения у них возникали в процессе работы, чего достигли, а над чем придется еще трудиться… Активная работа в этом плане ведется с родителями. Особенно с отцами учеников. Я выработала свою программу по семейной педагогике, в которой учтено все: отношения между родителями, их отношение к своим детям, как определить изюминку каждой отдельной семьи и в чем она может помочь ученику в школе и в жизни.
Ирина КИЕКБАЕВА, директор гимназии №39 Уфы: Наш девиз – сплоченность
На российском конкурсе воспитательных систем два года подряд наша гимназия занимала первые места. Педагогическая деятельность в школе ориентирована на сближение школьного обучения с клубным, в результате чего происходит формирование взглядов школьников на окружающий их мир. Работают центры, в которых ученики выступают как исследователи, организаторы, изучающие себя и окружающих. Так, познавательно-интеллектуальный центр «Эрудит» включает историко-правовой, психологический клубы и клуб «Поиск». Экологический центр «Лотос» пропагандирует здоровый образ жизни. Спортивно-оздоровительный центр «Батыр» объединяет детей по нескольким направлениям физического совершенствования. Художественно-эстетический центр «Жемчужина» вводит в мир музыки, искусства. Прикладные виды народного творчества изучают школьники в центре «Город мастеров». Все центры интересны по-своему. Но особый интерес у ребят вызывают занятия в центре «Диалог культур», основная цель которого – формирование коммуникативных умений и навыков. Этот центр объединяет гимназистов и учителей иностранных языков.
Иностранный язык – это и есть та изюминка, из-за которой родители хотят устроить ребенка в нашу гимназию. При приеме ребенка в школу я обязательно спрашиваю родителей, кто будет водить ребенка в школу и забирать его. Это очень важно. Зачастую ученика привозит в школу в автомашине водитель богатых родителей. Он же узнает уроки и т.д. Согласитесь, что ребенку должны уделять внимание прежде всего родители. Это мы и стараемся объяснить мамам и папам: воспитываем их.
Роль директора как организатора воспитательной работы в школе, на мой взгляд, заключается в том, чтобы сплотить учителей, учеников и их родителей.
Комментарии