search
main
Топ 10
Оренбургский учитель вернулся с СВО: ученики не смогли сдержать эмоций Татьяна Голикова: отечественная система образования нуждается в квалифицированных педагогах Минпросвещения предстоит внести предложения касательно подходов к оплате труда педагогов «Школа Минпросвещения России»: в 2023 году разработают новую модель аттестации директоров День Земли: 3 апреля школьникам расскажут о грамотном экологическом поведении В Госдуме предложили наделить учителей статусом и зарплатой госслужащего Травма ребенка обошлась школе в Республике Коми в полмиллиона рублей Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза Зарплата в 120 тысяч, статус и гарантии, как у госслужащих: учителя давно этого ждут Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции Российским школам поэтапно ограничат доступ к зарубежным видеосервисам Гладко было на бумаге: с записью детей в первый класс что-то пошло не так В МФТИ отказались от реформ в преподавании иностранных языков Есть только миг: об истории «Учительской газеты» рассказали в Сочи Год педагога и наставника стартовал в Москве Второй конкурс «Будущий учитель года» пройдет в начале мая Имя победителя профессионального педагогического конкурса огласили в Орловской области В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике Запись в первый класс: когда, где и как подать документы Ранние занятия могут стать причиной плохих оценок студентов и школьников: почему – узнали ученые
0

Воспитательная каша. Что такое принцип единого требования

Шестиклассника Костю Петрова каждый учитель характеризует по-разному. Один называет его выскочкой, другой – хамелеоном, третий ругает за грубость, четвертый души в нем не чает. Костя предстает в школе в разных ипостасях. Дома он тоже Костя, только разделенный на четыре близких человека: на маму, на папу, на бабушку и на дедушку. Однако ни один из этих дорогих ему людей не доволен его поведением. И в сущности маленький мальчик очень несчастен. Потому что не знает, каков же он на самом деле? Как помочь Косте? Как помочь взрослым понять его, и что лежит в основе подобного поведения ребенка? На эти вопросы мы попросили ответить Ольгу НИКИШОВУ, педагога-психолога Психологического центра Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

На самом деле ситуация достаточно сложная. Во взаимоотношениях родителей и детей сегодня одна из актуальнейших проблем – это проблема смешения стилей семейного воспитания. Возьмем, к примеру, семью ребенка, где мамин стиль воспитания – демократично-попустительский. То есть у мамы не наблюдается определенных принципов, она многое разрешает, а когда пытается осуществить контроль, то сталкивается с плодами собственного «разрешающего» стиля. Отец, занятый зарабатыванием денег, воспитанию ребенка уделяет мало времени, и происходит это от случая к случаю. Безусловно, свою роль в воспитании ребенка играет старшее поколение. Если дедушка, скажем, бывший военный, то в семействе очень четко прослеживается авторитарный стиль воспитания. Близкие как бы подчиняются единому начальнику. С дедушкой соседствует бабушка, которая не использует никаких стилей, а просто пытается уладить конфликты и всем угодить.

Самое драматичное в данной ситуации то, что ребенок тоже приспосабливается ко всем. Подстраивается под мамины, под папины, под дедушкины требования. И то, что он может позволить себе с мамой, никогда не пройдет у отца. Ребенок вынужден приспосабливаться, так как хочет угодить каждому взрослому. Сюда прибавьте школу, где каждый учитель тоже предъявляет свои требования. Ребенок пытается быть угодным всем, и у него это плохо получается. В итоге перед нами предстает растерянный донельзя человек, который не знает, какой стиль поведения ему выбрать, чтобы быть хорошим для всех. К сожалению, личность самого ребенка не учитывается никем. Отсюда у детей частые проявления агрессии. Эти дети испытывают жизненную неудовлетворенность. Они никому не верят, все ставят под сомнение, не видя доброты и гуманности от взрослых, ощетиниваются сами.

Что характерно, ребята, попавшие в такую ситуацию, никогда не путают стили взаимодействия со взрослыми. Допустим, стиль общения с мамой ребенок не перенесет по ошибке на дедушку. Он очень быстро перестроится. Потому что находится в состоянии стресса. Он привык к тому, что должен в любой момент выдать определенный стиль поведения.

Увы, хуже всех, конечно, ребенку. Каждый из близких пытается за его счет реализовать свои амбиции, то, чего не достиг в детстве. И ребенок защищается, как может, в том числе конфликтуя с дорогими ему людьми. В этот сложный подростковый период, когда формируется осознание себя как личности, он не понимает себя, и близкие люди не дают ему этой возможности.

На что в этой ситуации следует обратить внимание? Прежде всего на то, что пока в семье не появится сочувствие, чуткость, доброта, ребенок будет продолжать страдать. Очень важно учиться наблюдать за поведением ребенка, за его эмоциональным состоянием. Разговаривать о его переживаниях, проявляя при этом не только заботу, но и оказывая психологическую поддержку, чтобы ребенок не замкнулся.

Не менее важно создавать ситуацию успеха. Не скупиться на похвалу.

Семейное воспитание складывается из отношений между старшим и молодым поколением, и поэтому нужно, чтобы ребенок чувствовал себя значимым, как для дедушки с бабушкой, так и для мамы с папой.

Взрослые должны придерживаться определенного стиля воспитания в отношении ребенка. В педагогике существует такое понятие, как принцип единого требования. У каждого из членов семьи могут быть свои жизненные принципы, но требования, а еще лучше традиции должны быть применимы ко всем. Если стили воспитания не перемешаны, не сталкиваются, то создается благоприятная обстановка, основанная на уважении и доверии.

В подростковый период ребенка родителям необходимо познакомиться с его особенностями и выработать определенную стратегию поведения. Не нужно стесняться обращаться к психологам за помощью. В любом центре им постараются помочь постичь сложности переходного периода. Кроме того, родителям важно определить, кто для их чада является значимым лицом, которое может влиять на развивающуюся личность. Это необязательно может быть папа. Авторитетом может стать хороший знакомый или дворовый заводила. Определив степень значимости для ребенка чужой личности, необходимо понять, что интересует маленького человека, что для него первостепенно, а что второстепенно. То есть опять же важно проявить к ребенку внимание как к личности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте