search
Топ 10

Воспитателем, как и художником, нужно родиться. Но этому мастерству можно и научиться

В марте 2008 года Правительством Москвы принята Стратегия по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы, направленная на улучшение положения детей в обществе, их защиту, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и воспитания. О том, как выстраивается воспитательная работа в городской системе образования, рассказывает заместитель руководителя Департамента образования Марина УМРИХИНА.

Еще Альберт Эйнштейн говорил, что «целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста». В столичной системе образования активно развивается институт воспитания. В 2007-2008 учебном году на коллегии Департамента образования при участии первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой были определены направления совершенствования воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Реализация вопросов воспитания возможна только на основе тесного межведомственного взаимодействия.

Воспитательная работа – специальная форма педагогического взаимодействия с учащимися по созданию условий для совместной деятельности и всестороннего развития личности ребенка. Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем, отмечал Лев Толстой.

Для обобщения и распространения лучшего опыта в сфере воспитания создан и постоянно пополняется электронный банк данных воспитательных программ. Образовательные учреждения ведут активную работу в области моделирования и проектирования воспитательных систем, создания и апробации авторских программ и методик. Многие коллективы образовательных учреждений реализуют оригинальные вариативные программы воспитания, в проектной деятельности участвует 461 образовательное учреждение.

Для выявления оптимальных моделей воспитательных программ Департаментом образования ежегодно проводится Московский городской конкурс программ воспитания «Панорама воспитательных систем». В 2008 году в городском туре конкурса приняли участие 57 образовательных учреждений. Наиболее интересные проекты представили школы №№508, 1770, 1562, 1290, 1051, 610 и колледж профессионального образования №23. Развитие сетевых проектов в области воспитания дает возможность нашим педагогам создавать вариативные модели на уровне учреждения – района – округа и города в целом.

На уровне округов разрабатываются такие актуальные вопросы воспитания, как:

– «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи в ЮВАО»;

– «Воспитательное пространство округа – социальная инфраструктура детства Западного округа»;

– «Научно-методическое проектирование развития модели компетенции классных руководителей в решении задач совершенствования содержания воспитательного процесса в Северном округе»;

– «Формирование социально значимой позиции и социально значимых качеств личности учащихся в ходе воспитания» в Северо-Восточном и Юго-Западном округах.

Для обновления содержания и технологий воспитательной деятельности Департамент образования в 2008-2009 учебном году проводит Московский городской конкурс воспитательных программ «Воспитать человека», в котором могут принять участие заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели, социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы и методисты окружных методических центров. Вместе с тем развитие воспитательных систем столичных образовательных учреждений на многовариантной основе привело к существенным ошибкам: отсутствию комплекса целей и задач, которые включают воспитание, развитие, деятельность, управление. Предпочтение отдается одному или нескольким типам целей, а не их комплексу, чаще всего рассматриваются цели, задачи воспитания и развития личности, реже – цели деятельности и управления развитием воспитательных систем.

Один из ключевых вопросов – совершенствование системы научно-методического обеспечения моделирования, проектирования и развития образовательных систем учреждений различных видов и типов, создание условий для формирования современного кадрового корпуса организаторов воспитательного процесса, владеющих инновационными методами и технологиями воспитания.

Для образовательных учреждений города остается характерным недостаточное внимание к задачам управления воспитательной системой, мало используются новые современные формы воспитания, основанные на принципе индивидуализации и личностно ориентированном подходе, что сводит воспитательную работу в образовательном учреждении преимущественно к проведению культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий.

В рамках реализации городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5» общей задачей стало создание региональной модели воспитания, которая позволит обобщить лучший опыт московских учреждений образования, а также накопленный потенциал округов. В рамках этого документа Департаментом образования будет разработана концепция воспитания в системе столичного образования.

Лев Николаевич Толстой отмечал, что «воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети». Повышение эффективности работы в этом направлении возможно при активном участии ученического самоуправления, более активном привлечении родителей к реализации актуальных вопросов современной школы. Эта работа должна строиться через развитие государственно-общественного управления при сочетании единоначалия и самоуправления, выработки нового стиля отношений педагогического коллектива с ученическим самоуправлением и родительской общественностью, поиска новых форм общения. На сегодняшний день более чем в 80% учреждений образования Москвы работают советы ученического самоуправления. На базе Московского городского Дворца детского и юношеского творчества, окружных учреждений дополнительного образования созданы городской и окружные центры по взаимодействию с ученическим самоуправлением и детскими общественными объединениями.

С 2008-2009 учебного года в круглогодичном режиме начал свою работу детский образовательный центр «Команда», на базе которого будет развернута работа по совершенствованию деятельности ученического самоуправления, воспитанию лидеров детского движения и вожатых. Результатом данной работы должно стать создание Ассоциации школьных ученических советов.

Практика показывает, что эффективность воспитательной работы в современной школе во многом определяется полнотой участия в нем организаторов воспитательного процесса. В каждом образовательном учреждении должна быть создана система работы, которая включала бы в себя вертикаль: заместитель директора по воспитательной работе – классный руководитель – социальный педагог – вожатый – психолог. Она позволит обеспечить качественное сопровождение личностного развития каждого ребенка. Нельзя умалять роль вожатого в воспитательном процессе. Вожатый должен работать в тандеме с заместителем директора по воспитательной работе. Его задача – организовать взаимодействие с общественными объединениями, досуговыми клубами и молодежными советами. Ему необходимо владеть информацией и чутко реагировать на запросы социума города.

Значимыми для профессионального становления вожатого стали конкурсы «Вожатый года» и «Вожатый и его команда». Их победителями стали Антон Камышанов, вожатый школы №122, и Мария Липатова, вожатая школы №1253. Именно эти конкурсы помогают обратить внимание на статус вожатого, стали интересной формой обмена опытом. Сегодня необходимо сформировать в Москве единую структуру работы вожатого, восстановить методическое сопровождение работы вожатого с учетом современных требований, создать городской совет вожатых. Сейчас функционал вожатого во многом зависит от видения директора образовательного учреждения, наиболее эффективно работают с вожатыми Центральный округ и Зеленоград. В Центральном округе существует положительный опыт привлечения студентов педагогических вузов в качестве вожатых. Совместно с Московским гуманитарным педагогическим институтом создано Управление по организационно-научной поддержке и развитию деятельности органов государственно-общественного управления образованием, а также постоянно действующая школа «Старший вожатый» на базе Московского городского Дворца детского и юношеского творчества.

В образовательном пространстве Южного округа реализуется проект «Социальное волонтерство», в Юго-Восточном округе – проект «Создание добровольческой подростковой команды». При поддержке префектуры Центрального округа развивается проект молодежного волонтерского движения «Новое поколение».

В последние годы активизировалось участие родительской общественности в решении проблем воспитания и социализации детей и подростков. Созданы городские родительские советы образовательных учреждений общего, дошкольного, специального образования, члены которых вошли в состав Московской городской общественной палаты по образованию. Представители родительской общественности принимают участие в работе экспертных групп по оценке качества деятельности образовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование», а также в работе Большого жюри городского конкурса «Учитель года», входят в составы комиссий конкурса на Грант Москвы и комиссий по проведению ЕГЭ.

Сегодня мы реализуем такие городские социально-образовательные проекты, как: «Ученик, автомобиль, дорога», «Городское чтение», «Читаем вместе в классе и семье». В 2008-2009 учебном году родительской общественностью будет реализован проект «Создание детских, молодежных и семейных тематических кафе-клубов».

С каждым годом совершенствуются подготовка и повышение квалификации педагогических кадров в области организации воспитательной работы. Воспитателем, как и художником, нужно родиться, но в то же время необходимо и учиться этому мастерству . Решение этого вопроса становится еще более важным в условиях повышения профессиональной значимости классного руководителя. По результатам мониторинга «Изучение влияния дополнительного материального стимулирования работы классных руководителей на повышение их социального и профессионального статуса» отмечено повышение профессиональной значимости и социализации классного руководителя в современном обществе. На новый уровень вышел Московский городской конкурс педагогического мастерства классных руководителей «Самый классный классный». За четыре года количество его участников выросло в 15 раз, возрос профессионализм конкурсантов. Важным моментом прошедшего года также стал городской смотр-конкурс деятельности учебно-методических центров по работе с классными руководителями. Победителем смотра-конкурса стал методический центр Северного округа.

Одна из основных задач сегодняшнего дня – подготовка научно-методического обоснования инновационных моделей деятельности классного руководителя в образовательных учреждениях с учетом их видового разнообразия. В прошлом учебном году высшими учебными заведениями Департамента образования было организовано 74 курса повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений, социальных педагогов, вожатых, классных руководителей по наиболее актуальным темам воспитания и социализации обучающихся. По сравнению с прошлым годом количество педагогов, повысивших свою квалификацию в области воспитания, увеличилось почти в 2 раза. В рамках программы «Столичное образование-5» запланирована организация постоянно действующих семинаров для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и вожатых «Воспитание ХХI века – педагогика понимания», для классных руководителей – «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях». Вузам системы Департамента образования поручено разработать учебные программы и организовать повышение квалификации организаторов воспитания по темам: «Научно-методическое проектирование и сопровождение воспитательного процесса в образовательном учреждении», «Индивидуальная воспитательная работа с детьми», «Организация детского коллектива», «Самоанализ и планирование воспитательной работы». В современных условиях необходимо организовать сопровождение талантливых педагогов, поощрение за качество их труда. Одной из форм поощрения стали гранты Москвы: уже три года победитель Московского городского конкурса педагогического мастерства классных руководителей «Самый классный классный» награждается Грантом Правительства Москвы. Лучшим классным руководителем 2008 года стала Светлана Ермакова, педагог школы №238.

Однако остается нерешенным ряд проблем, связанных с организацией, кадровым и научно-методическим обеспечением воспитательного процесса: не разработаны критерии оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, качество подготовки и переподготовки педагогов в области воспитания не всегда соответствует современным требованиям.

Особое звучание, ценность, приоритетность имеют формирование правовой культуры, толерантности и профилактики негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Сегодня на внутришкольном учете образовательных учреждений состоят более 14 тысяч учащихся, находящихся в социально опасном положении, из которых более 10 тысяч состоят на учете в милиции. Сложившаяся ситуация требует, чтобы образовательное учреждение открыло для всех детей микрорайона актовые и спортивные залы, игротеки, создавало детско-взрослые клубы по интересам и стало центром воспитания микрорайона.

Совместным планом работы Департамента образования, ГУВД и УФСКН по городу Москве предусмотрено создание «Школьных служб примирения», которые уже действуют в настоящее время в ОУ Северного, Центрального, Северо-Западного, Юго-Восточного округов, запланированы открытие «Школьных юридических консультаций», установка в образовательных учреждениях правовых информационных систем «Кодекс», «Гарант», «Консультант плюс», проведение «Единой недели правовых знаний».

Для оперативного информирования родителей и общественности по вопросам защиты прав детей, а также деятельности образовательных учреждений на сайте Департамента образования созданы родительская страница и интернет-портал «Откровенный разговор» для общения родителей и общественности со специалистами по вопросам воспитания, образования и наиболее актуальным проблемам соблюдения прав и интересов детей.

При активном участии ученического самоуправления ежегодно проводятся акции «Дети Москвы против террора», «Будущее России в наших руках», «Нет наркотикам», «О, Спорт! Ты – Жизнь!». Совместно с Московским центром непрерывного образования взрослых реализован проект «Толерантность против агрессии и ксенофобии» по подготовке групп молодежных лидеров из числа учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов колледжей по пропаганде основ толерантности в детской, подростковой и молодежной среде. В апреле 2008 года дан старт новому социально значимому проекту «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». Большое внимание мы уделяем привлечению родителей к работе по предупреждению и пресечению правонарушений в образовательных учреждениях, в том числе связанных с незаконным оборотом наркотиков. Такие группы родителей созданы в 1092 учреждениях.

Для совершенствования механизма контроля за соблюдением прав детей в образовательных учреждениях и семье и в рамках реализации комплексного проекта «Духовно-нравственное, гражданское воспитание и правовое просвещение детей и молодежи», городской целевой программы «Столичное образование-5» (на 2009-2011 гг.) Департамент образования планирует:

– создание в образовательных учреждениях службы уполномоченного по правам ребенка с предоставлением ему полномочий в соответствии с международными стандартами по защите прав ребенка;

– формирование модели службы правового консультирования участников образовательного процесса. Создание и запуск «Школьных юридических консультаций» на базе образовательных учреждений.

Отдельного внимания требуют перспективы развития патриотического и физического воспитания. Основные задачи патриотического воспитания решаются в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 годы», главная цель которой – создание системы патриотического воспитания и повышение воспитательного потенциала образования в Москве. Расширилось движение молодежных военно-патриотических клубов и объединений, в которых занимаются более 10000 воспитанников. Система мероприятий патриотической направленности нацелена на формирование гражданина и патриота России, будущего защитника Родины. В связи с этим возрастает роль центров патриотического воспитания, которые призваны оказывать методическую и организационную поддержку участникам воспитательного процесса.

В результате организационной работы, проведенной Департаментом образования, и выделения дополнительных ставок педагогов увеличилась загрузка спортивных залов секционной работой. В настоящее время эффективность использования спортивных залов образовательных учреждений превысила 80%. Однако в новом учебном году необходимо расширять перечень культивируемых видов спорта, увеличивать эффективность использования спортивных залов и спортивных сооружений, развивать сеть школьных спортивных клубов.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», – отмечал Сухомлинский. Реализация творчества, развитие личностных ориентиров ребенка наиболее ярко проявляются в условиях музейной работы. За последние 5 лет в три раза увеличилось количество музеев образовательных учреждений. Сегодня в Москве более 1200 сертифицированных музеев 20 профилей.

Для повышения качества деятельности музеев разработана Концепция музейно-педагогической деятельности образовательного учреждения и принято новое Положение о музее образовательного учреждения, создан городской Совет музеев и электронный банк данных, внесены изменения в типовое штатное расписание музея.

Проблемные вопросы воспитания и лучшие педагогические инновации находят свое отражение в ежегодных сборниках Департамента образования: «Актуальные программы воспитания детей и молодежи», «В мире школьных музеев», «Календарь-спутник классного руководителя», «Классный руководитель в современной школе» и других. Расширяется взаимодействие с популярными педагогическими изданиями: «Учительская газета», «Классный руководитель» и другими.

На различных уровнях образования – от дошкольного образования до высшего – повышается статус воспитательной работы. В программе «Столичное образование-5» определены целевые индикаторы, которые направлены на оценку воспитательной деятельности и перспективное развитие образовательного учреждения.

Дальнейшее развитие воспитания в последующие 3 года это:

– переход от образования и воспитания для жизни к образованию и воспитанию в течение всей жизни;

– удовлетворение потребностей москвичей в образовательно-воспитательном процессе нового уровня;

– развитие нравственных основ социализации личности в среде столичного мегаполиса на основе традиционных ценностей российского общества.

Воспитание – процесс целостный и непрерывный, зависящий от множества факторов. Всем его участникам необходимо осознать, что наши действия должны быть только совместными. Задача каждого педагогического коллектива – обеспечить открытый характер воспитательной системы, ориентированной на развитие и социализацию каждого ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту