search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Воспитать толерантных учеников может лишь толерантный учитель

Людмила АЧАСОВА, директор ЦО №1457: – Москва – город многих культур и традиций, где в каждом образовательном учреждении, каждом классе учатся и воспитываются дети разных национальностей, с разными индивидуальными особенностями, из разных семей.

Жизненно важной потребностью становятся сегодня поддержание в Москве атмосферы межкультурного, межконфессионального мира и согласия, сохранение единой межнациональной общности москвичей, интеграция и консолидация московского социума.

Образование – основное средство создания культуры мира. Для достижения этой цели необходимо использовать все аспекты образования, проявления терпимости к человеку другой нации, другого вероисповедания, к человеку с ограниченными возможностями. Педагогика толерантности призвана приобщать молодое поколение к искусству бесконфликтности, к умению жить «в мире непохожих людей и идей».

Каждая школа имеет свою духовную среду, которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях, построения обучающего пространства. Именно в школе решается практически весь комплекс воспитательных задач, стоящих перед современным образованием. В организованной совместной деятельности учителя, родителей и учащихся возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности. Результатом нетрадиционных форм обучения «других» детей – другой нации, других религиозных взглядов, с особыми образовательными потребностями – должно стать преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия.

Наш анализ состояния проблем воспитания учащихся в школе показывает, что учет настроений молодежи в сфере национальной и межнациональной проблематики, грамотно организованная работа по пропаганде культуры межнациональных отношений, по формированию толерантного сознания способны гасить ростки национализма, неприятия в условиях общеобразовательной школы. Разработанная и реализуемая на протяжении пяти лет модель школьной толерантной образовательной среды создавалась для формирования у учащихся культуры поведения, формирования нравственно-мировоззренческой устойчивости, основанной на принципах уважения прав и свобод человека, на стремлении к межнациональному согласию, готовности к диалогу, воспитания в духе гражданской солидарности и толерантности. Модель предполагает систему мер по изменению качества образования, способствующих:

– личностному развитию каждого школьника;

– свободному сотрудничеству всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей;

– развитию индивидуальных способностей за счет интегрального воздействия содержания образования (основного, дополнительного и воспитательной среды);

– сохранению здоровья учащихся;

– созданию толерантной образовательной среды.

Свободное сотрудничество родителей, учителей, учащихся невозможно запустить как по мановению волшебной палочки. Совершенно очевидно, что ключевой фигурой в реализации модели становится фигура учителя, который должен поверить, понять, принять, прочувствовать идеи толерантности, освободиться от сложившихся профессиональных стереотипов и только в этом случаем быть подготовленным к работе с учащимися и родителями. Одно из важнейших условий воспитания толерантности – усвоение учителем определенных демократических механизмов в организации образовательного процесса и общении учащихся друг с другом. Образ современного учителя связывают с культурой его личности, складывающейся не только и не столько из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей, но проявляющейся в характере ее общения и созидательной деятельности. От учителя в новых условиях требуются постоянное обращение к субъектному опыту ученика, признание самобытности и уникальности каждого в условиях 25 и более индивидуальностей, следовательно, нужен пересмотр некоторых профессиональных позиций – изучение психофизиологических особенностей учащихся, возможностей их проявления на уроке, умения их выявлять и гибко и продуктивно проявлять в ходе урока и во внеурочной деятельности. Программа работы с педагогами была направлена в первую очередь на повышение психологической культуры самого учителя, стимулирование творческой активности, включала постоянную диагностику степени толерантности самих учителей. Этим важным вопросам были посвящены педагогические чтения, педагогические советы, погружения в проблему, изучение европейского и отечественного опыта, тренинги по выработке общего для коллектива кодекса толерантности, освоению техники и упражнения по межличностному общению и взаимодействию; курсовая подготовка, участие в экспериментальной работе. Принятие педагогами идеи толерантности послужило импульсом к развитию одной из важнейших черт культуры педагогического мышления – творчества, характеризующегося гибкостью мышления, зоркостью в видении проблем, парадоксов, цельностью восприятия, легкости генерирования идей, и как итог – 7 учителей стали победителями ПНПО, одному учителю присвоено звание заслуженного учителя РФ, 8 награждены грамотами Министерства образования и науки РФ, Департамента образования.

Сегодня мы накопили, обобщили и опубликовали ценный опыт формирования нравственно-мировоззренческого иммунитета школьников, сложившийся в начальной и старшей школах. Учителя средних и старших классов осуществляют работу по воспитанию толерантности как на уроках, так и во второй половине дня. На уроках истории и обществознания учащиеся знакомятся с общим содержанием правовых документов, многообразием национальных культур, изучают историю межэтнических конфликтов. Ценный опыт различных аспектов формирования толерантного сознания сложился на уроках литературы, так как изучаемые программные произведения – бесценный источник знаний, примеров нравственного поведения.

В работе с учащимися мы исходили из того, что формирование толерантного сознания и установок толерантного поведения основывается на деятельности учащихся по самореализации в ходе коммуникативной деятельности, творческо-созидательной и научно-исследовательской деятельности. Диагностика степени толерантности учащихся и анализ ее результатов позволили нам определить основные задачи работы с учащимися:

– обеспечение прочными знаниями о толерантности, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и развитие России;

– формирование в сознании учащихся представлений о том, что культура, традиции и обычаи различных народов – показатели многообразия и неповторимости личности, нации и всего мира в целом;

– развитие навыков толерантного поведения в процессе интерактивного взаимодействия всех субъектов школьного социума.

Программа работы с учащимися включала основные содержательные блоки:

– знакомство с российскими и международными документами;

– изучение многообразия национальных культур России, их слияние и обогащение;

– изучение противоречий, конфликтов и кризисов в обществе; их причины, характер и последствия; молодежь в современном мире;

– видение толерантного мира;

– диалог как способ становления толерантности;

– формирование культуры толерантного поведения в процессе межличностных отношений;

– организация, участие в гражданских и социальных акциях как путь к единению и толерантным отношениям жителей мегаполиса, влияние на социум.

Воспитание толерантности – это воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Проведение классных часов, интегрированных уроков, бесед, клубных часов в аспекте формирования нравственно-мировоззренческого иммунитета способствует развитию дружеских отношений в классе, расширяет представление учащихся о качествах личности, формирует позитивное восприятие сверстников. Дети приносят в школу свой опыт проявления агрессивности, насилия, возможности физических наказаний, поэтому необходимо открыто обсуждать эти проблемы с разных точек зрения, воспитывать понимание ответственности за свои поступки, обучение способам поведения в опасных и конфликтных ситуациях. Анализ конфликтных ситуаций в нашей школе, которые могли бы позиционироваться как межнациональные, позволяет сделать вывод о том, что чаще всего участники конфликта находятся на разных нравственных, иногда неприемлемых друг для друга уровнях. Для руководителей и педагогов знание природы таких конфликтов дает импульс к дальнейшему поиску форм и методов формирования устойчивости к агрессивному поведению, пониманию и уважению нравственных установок друг друга. Обидные, уничижительные слова, которые используют дети и взрослые, использование ненормативной лексики, оскорбляющей мать, личное достоинство человека, требуют физического наказания обидчика у многих народов, бесконтрольный доступ к видеопродуктам непристойного содержания и распространение их посредством сотовых телефонов – основные причины конфликтов, возникающих между школьниками разных национальностей. Нам приходилось привлекать к разговорам с участниками конфликтов, имеющих такой «лингвистический» характер, родителей, которые объясняли восьмиклассникам, что, например, слово «хач» на армянском языке означает крест и не может считаться оскорблением. Отец чеченского мальчика объяснил шестиклассникам, что даже сцены с поцелуями растлевают, а ученик 11-го класса предотвратил массовую драку, признав, что оскорбил оппонента, использовав имя матери в ненормативном лексическом формате. На наш взгляд, необходимы безотлагательные меры по защите русского языка от ненормативной лексики, нужно привлечь внимание общественности к этой проблеме, общими усилиями заставить работать закон об административной ответственности за использование ненормативной лексики. Для педагогов нашей школы это задача нового учебного года, так же как и подготовка арбитров по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих среди участников образовательного процесса из числа учащихся.

Формирование и развитие навыка толерантного поведения учащихся осуществляется в процессе многочисленных акций милосердия, объединяющих перед лицом чужой беды, которую испытывают уязвимые члены общества – ветераны, пожилые люди, дети-инвалиды, дети-сироты – вне зависимости от их принадлежности к той или иной этнической группе или вероисповеданию. Создание «Галереи памяти» позволило каждому из учеников школы почувствовать причастность к единству многонационального народа России, одержавшего Великую Победу (2005), коллективное творческое дело – открытие галереи «Лики добра и милосердия» (2007), которому предшествовала поисковая работа в классных коллективах по выбору людей, вошедших во всемирную историю как борцы за дело мира, противники холокоста, меценаты. Наша галерея уникальна – в ней можно познакомиться с людьми разных национальностей, конфессий, объединенных одной общей целью – добро и милосердие. Создание музея игрушек народов мира, сборника национальных игр (2008), ежегодный фестиваль искусств народов мира «Здравствуй, друг! Здравствуй, мир!».

2005 – презентация исторической справки о географическом положении, культуре, фольклоре, традициях, национальной кухне стран мира (Россия, субъекты РФ, страны ближнего зарубежья);

2006 – презентация по вышеперечисленным позициям стран, расположенных на различных континентах;

2007 – презентация этик- и эмик культуры стран мира;

2008 – поиск, создание (собственными руками) национальных игрушек, национальных игр. Подобная форма работа создает реальные условия для усвоения знаний учащихся о других культурах, для уяснения общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитания уважения к иной культуре, знакомит с многообразием человечества, формирует позитивную этническую межкультурную компетентность и толерантность и является базисом для воспитания личностных установок культуры мира, межнационального диалога и согласия.

Одна из самых трудных педагогических задач – трансляция позитивного опыта воспитания толерантности на семьи наших учащихся. Иногда невозможно преодолеть негативные интолерантные установки поведения, формируемые в семье. Но для руководителя, педагогов толерантность становится важнейшим фактором устойчивого развития школы, всего школьного сообщества. Мы апробируем различные формы работы с родителями. Содержание этой работы включает три основных направления:

– психолого-педагогическое просвещение (родительские клубы);

– вовлечение родителей в образовательный процесс (открытые уроки, создание проектов, рецензирование исследовательских проектов; экскурсионная деятельность);

– участие семей в государственно-общественном управлении школой (управляющий совет, родительские комитеты, совет отцов).

Кроме традиционных форм работы с родителями – периодические родительские собрания (как правило, в форме монолога) – мы использовали новую – родительские клубы, занятия в которых проводились в смешанных группах: родителей объединяли лишь проблемы – детские страхи, интернет-безопасность, наказания и поощрения, «так ли страшен ЕГЭ, как его малюют», безобидно ли использовать ненормативную лексику и т. п. Мы продемонстрировали готовность вести с родителями диалог, приглашая к открытому сотрудничеству. Преследовали также скрытую цель – объединить родителей, разрушить барьеры в общении родителей друг с другом. И не ошиблись в наших ожиданиях – все совместные акции, инициативы поддерживаются родителями, что подтверждается результатами социологических опросов и возрастающим интересом родителей, в том числе будущих школьников, к деятельности образовательного учреждения.

Социальные и гражданские акции, в которых принимают участие учащиеся, родители и педагоги, жители микрорайона, – Международный день толерантности, «Подари цветок миру», «Клумба круглый год», «Напиши письмо солдату», «Творите добрые дела», парк снежных фигур, «Георгиевская лента», фестиваль песен военных лет в школьном дворе – являются теми самыми ситуациями сотрудничества и взаимодействия, в которых формируются гражданская активность, ответственность, инициатива, формируется уникальная этика сотрудничества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте