Людмила АЧАСОВА, директор ЦО №1457: – Москва – город многих культур и традиций, где в каждом образовательном учреждении, каждом классе учатся и воспитываются дети разных национальностей, с разными индивидуальными особенностями, из разных семей.
Жизненно важной потребностью становятся сегодня поддержание в Москве атмосферы межкультурного, межконфессионального мира и согласия, сохранение единой межнациональной общности москвичей, интеграция и консолидация московского социума.
Образование – основное средство создания культуры мира. Для достижения этой цели необходимо использовать все аспекты образования, проявления терпимости к человеку другой нации, другого вероисповедания, к человеку с ограниченными возможностями. Педагогика толерантности призвана приобщать молодое поколение к искусству бесконфликтности, к умению жить «в мире непохожих людей и идей».
Каждая школа имеет свою духовную среду, которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях, построения обучающего пространства. Именно в школе решается практически весь комплекс воспитательных задач, стоящих перед современным образованием. В организованной совместной деятельности учителя, родителей и учащихся возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности. Результатом нетрадиционных форм обучения «других» детей – другой нации, других религиозных взглядов, с особыми образовательными потребностями – должно стать преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия.
Наш анализ состояния проблем воспитания учащихся в школе показывает, что учет настроений молодежи в сфере национальной и межнациональной проблематики, грамотно организованная работа по пропаганде культуры межнациональных отношений, по формированию толерантного сознания способны гасить ростки национализма, неприятия в условиях общеобразовательной школы. Разработанная и реализуемая на протяжении пяти лет модель школьной толерантной образовательной среды создавалась для формирования у учащихся культуры поведения, формирования нравственно-мировоззренческой устойчивости, основанной на принципах уважения прав и свобод человека, на стремлении к межнациональному согласию, готовности к диалогу, воспитания в духе гражданской солидарности и толерантности. Модель предполагает систему мер по изменению качества образования, способствующих:
– личностному развитию каждого школьника;
– свободному сотрудничеству всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей;
– развитию индивидуальных способностей за счет интегрального воздействия содержания образования (основного, дополнительного и воспитательной среды);
– сохранению здоровья учащихся;
– созданию толерантной образовательной среды.
Свободное сотрудничество родителей, учителей, учащихся невозможно запустить как по мановению волшебной палочки. Совершенно очевидно, что ключевой фигурой в реализации модели становится фигура учителя, который должен поверить, понять, принять, прочувствовать идеи толерантности, освободиться от сложившихся профессиональных стереотипов и только в этом случаем быть подготовленным к работе с учащимися и родителями. Одно из важнейших условий воспитания толерантности – усвоение учителем определенных демократических механизмов в организации образовательного процесса и общении учащихся друг с другом. Образ современного учителя связывают с культурой его личности, складывающейся не только и не столько из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей, но проявляющейся в характере ее общения и созидательной деятельности. От учителя в новых условиях требуются постоянное обращение к субъектному опыту ученика, признание самобытности и уникальности каждого в условиях 25 и более индивидуальностей, следовательно, нужен пересмотр некоторых профессиональных позиций – изучение психофизиологических особенностей учащихся, возможностей их проявления на уроке, умения их выявлять и гибко и продуктивно проявлять в ходе урока и во внеурочной деятельности. Программа работы с педагогами была направлена в первую очередь на повышение психологической культуры самого учителя, стимулирование творческой активности, включала постоянную диагностику степени толерантности самих учителей. Этим важным вопросам были посвящены педагогические чтения, педагогические советы, погружения в проблему, изучение европейского и отечественного опыта, тренинги по выработке общего для коллектива кодекса толерантности, освоению техники и упражнения по межличностному общению и взаимодействию; курсовая подготовка, участие в экспериментальной работе. Принятие педагогами идеи толерантности послужило импульсом к развитию одной из важнейших черт культуры педагогического мышления – творчества, характеризующегося гибкостью мышления, зоркостью в видении проблем, парадоксов, цельностью восприятия, легкости генерирования идей, и как итог – 7 учителей стали победителями ПНПО, одному учителю присвоено звание заслуженного учителя РФ, 8 награждены грамотами Министерства образования и науки РФ, Департамента образования.
Сегодня мы накопили, обобщили и опубликовали ценный опыт формирования нравственно-мировоззренческого иммунитета школьников, сложившийся в начальной и старшей школах. Учителя средних и старших классов осуществляют работу по воспитанию толерантности как на уроках, так и во второй половине дня. На уроках истории и обществознания учащиеся знакомятся с общим содержанием правовых документов, многообразием национальных культур, изучают историю межэтнических конфликтов. Ценный опыт различных аспектов формирования толерантного сознания сложился на уроках литературы, так как изучаемые программные произведения – бесценный источник знаний, примеров нравственного поведения.
В работе с учащимися мы исходили из того, что формирование толерантного сознания и установок толерантного поведения основывается на деятельности учащихся по самореализации в ходе коммуникативной деятельности, творческо-созидательной и научно-исследовательской деятельности. Диагностика степени толерантности учащихся и анализ ее результатов позволили нам определить основные задачи работы с учащимися:
– обеспечение прочными знаниями о толерантности, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и развитие России;
– формирование в сознании учащихся представлений о том, что культура, традиции и обычаи различных народов – показатели многообразия и неповторимости личности, нации и всего мира в целом;
– развитие навыков толерантного поведения в процессе интерактивного взаимодействия всех субъектов школьного социума.
Программа работы с учащимися включала основные содержательные блоки:
– знакомство с российскими и международными документами;
– изучение многообразия национальных культур России, их слияние и обогащение;
– изучение противоречий, конфликтов и кризисов в обществе; их причины, характер и последствия; молодежь в современном мире;
– видение толерантного мира;
– диалог как способ становления толерантности;
– формирование культуры толерантного поведения в процессе межличностных отношений;
– организация, участие в гражданских и социальных акциях как путь к единению и толерантным отношениям жителей мегаполиса, влияние на социум.
Воспитание толерантности – это воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Проведение классных часов, интегрированных уроков, бесед, клубных часов в аспекте формирования нравственно-мировоззренческого иммунитета способствует развитию дружеских отношений в классе, расширяет представление учащихся о качествах личности, формирует позитивное восприятие сверстников. Дети приносят в школу свой опыт проявления агрессивности, насилия, возможности физических наказаний, поэтому необходимо открыто обсуждать эти проблемы с разных точек зрения, воспитывать понимание ответственности за свои поступки, обучение способам поведения в опасных и конфликтных ситуациях. Анализ конфликтных ситуаций в нашей школе, которые могли бы позиционироваться как межнациональные, позволяет сделать вывод о том, что чаще всего участники конфликта находятся на разных нравственных, иногда неприемлемых друг для друга уровнях. Для руководителей и педагогов знание природы таких конфликтов дает импульс к дальнейшему поиску форм и методов формирования устойчивости к агрессивному поведению, пониманию и уважению нравственных установок друг друга. Обидные, уничижительные слова, которые используют дети и взрослые, использование ненормативной лексики, оскорбляющей мать, личное достоинство человека, требуют физического наказания обидчика у многих народов, бесконтрольный доступ к видеопродуктам непристойного содержания и распространение их посредством сотовых телефонов – основные причины конфликтов, возникающих между школьниками разных национальностей. Нам приходилось привлекать к разговорам с участниками конфликтов, имеющих такой «лингвистический» характер, родителей, которые объясняли восьмиклассникам, что, например, слово «хач» на армянском языке означает крест и не может считаться оскорблением. Отец чеченского мальчика объяснил шестиклассникам, что даже сцены с поцелуями растлевают, а ученик 11-го класса предотвратил массовую драку, признав, что оскорбил оппонента, использовав имя матери в ненормативном лексическом формате. На наш взгляд, необходимы безотлагательные меры по защите русского языка от ненормативной лексики, нужно привлечь внимание общественности к этой проблеме, общими усилиями заставить работать закон об административной ответственности за использование ненормативной лексики. Для педагогов нашей школы это задача нового учебного года, так же как и подготовка арбитров по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих среди участников образовательного процесса из числа учащихся.
Формирование и развитие навыка толерантного поведения учащихся осуществляется в процессе многочисленных акций милосердия, объединяющих перед лицом чужой беды, которую испытывают уязвимые члены общества – ветераны, пожилые люди, дети-инвалиды, дети-сироты – вне зависимости от их принадлежности к той или иной этнической группе или вероисповеданию. Создание «Галереи памяти» позволило каждому из учеников школы почувствовать причастность к единству многонационального народа России, одержавшего Великую Победу (2005), коллективное творческое дело – открытие галереи «Лики добра и милосердия» (2007), которому предшествовала поисковая работа в классных коллективах по выбору людей, вошедших во всемирную историю как борцы за дело мира, противники холокоста, меценаты. Наша галерея уникальна – в ней можно познакомиться с людьми разных национальностей, конфессий, объединенных одной общей целью – добро и милосердие. Создание музея игрушек народов мира, сборника национальных игр (2008), ежегодный фестиваль искусств народов мира «Здравствуй, друг! Здравствуй, мир!».
2005 – презентация исторической справки о географическом положении, культуре, фольклоре, традициях, национальной кухне стран мира (Россия, субъекты РФ, страны ближнего зарубежья);
2006 – презентация по вышеперечисленным позициям стран, расположенных на различных континентах;
2007 – презентация этик- и эмик культуры стран мира;
2008 – поиск, создание (собственными руками) национальных игрушек, национальных игр. Подобная форма работа создает реальные условия для усвоения знаний учащихся о других культурах, для уяснения общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитания уважения к иной культуре, знакомит с многообразием человечества, формирует позитивную этническую межкультурную компетентность и толерантность и является базисом для воспитания личностных установок культуры мира, межнационального диалога и согласия.
Одна из самых трудных педагогических задач – трансляция позитивного опыта воспитания толерантности на семьи наших учащихся. Иногда невозможно преодолеть негативные интолерантные установки поведения, формируемые в семье. Но для руководителя, педагогов толерантность становится важнейшим фактором устойчивого развития школы, всего школьного сообщества. Мы апробируем различные формы работы с родителями. Содержание этой работы включает три основных направления:
– психолого-педагогическое просвещение (родительские клубы);
– вовлечение родителей в образовательный процесс (открытые уроки, создание проектов, рецензирование исследовательских проектов; экскурсионная деятельность);
– участие семей в государственно-общественном управлении школой (управляющий совет, родительские комитеты, совет отцов).
Кроме традиционных форм работы с родителями – периодические родительские собрания (как правило, в форме монолога) – мы использовали новую – родительские клубы, занятия в которых проводились в смешанных группах: родителей объединяли лишь проблемы – детские страхи, интернет-безопасность, наказания и поощрения, «так ли страшен ЕГЭ, как его малюют», безобидно ли использовать ненормативную лексику и т. п. Мы продемонстрировали готовность вести с родителями диалог, приглашая к открытому сотрудничеству. Преследовали также скрытую цель – объединить родителей, разрушить барьеры в общении родителей друг с другом. И не ошиблись в наших ожиданиях – все совместные акции, инициативы поддерживаются родителями, что подтверждается результатами социологических опросов и возрастающим интересом родителей, в том числе будущих школьников, к деятельности образовательного учреждения.
Социальные и гражданские акции, в которых принимают участие учащиеся, родители и педагоги, жители микрорайона, – Международный день толерантности, «Подари цветок миру», «Клумба круглый год», «Напиши письмо солдату», «Творите добрые дела», парк снежных фигур, «Георгиевская лента», фестиваль песен военных лет в школьном дворе – являются теми самыми ситуациями сотрудничества и взаимодействия, в которых формируются гражданская активность, ответственность, инициатива, формируется уникальная этика сотрудничества.
Комментарии