«Зачем мне изучать это?», «Где мне это пригодится в жизни?» Как часто последнее время приходится отвечать на такие вопросы… Общество в лице учеников, их родителей, вчерашних выпускников все чаще и чаще инициирует обсуждение вопроса о содержании школьного образования в контексте объема и качества знаний, полученных в школе для применения их в реальной жизни. Учитель, которому чаще всего адресуется этот вопрос, не может уклониться от ответа на него. Напротив, он ДОЛЖЕН найти на него ответ, причем ответ обстоятельный, убедительный, аргументированный. На мой взгляд, поиск этого ответа – коллективный труд всего профессионального сообщества педагогов и менеджеров образования. Представлю свое видение некоторых аспектов этой многогранной проблемы.
Главной отправной точкой поиска ответа является конкретизация проблемного поля вопроса, а именно определение понятия «реальная жизнь»! Различие понимания «реальной жизни» у участников дискуссии приводит часто к диаметрально противоположным позициям оппонентов.Ииходя из общения с учениками, их родителями и изучения мнений людей «не от образования», из непосредственного общения и в Интернете, можно сказать, что реальная жизнь сводится к набору житейских проблем: расчет бюджета семьи, составление текстовых документов (заявлений, обращений), ремонт в доме; а также деятельности, нацеленной на получение материальных благ (по данным статистики, население России занято: 58 процентов – сфера услуг, 9 процентов – сельское хозяйство, 33 процента – промышленность). Таким образом, для подавляющего большинства предметные знания, являющиеся основой их профессиональной деятельности и востребованные для решения бытовых проблем, соответствуют содержанию предметных знаний начальной и первой половины основной школы.Но ведь реальная жизнь человека XXI века более многогранна! В ней есть все: искусство и увлечения, основу которых составляют именно школьные знания по истории, географии, литературе, мировой художественной культуре; профессиональная деятельность, требующая глубоких и разносторонних предметных знаний, основу которых составляют школьные знания по физике, химии, математике, биологии, обществознанию; общение, границы которого существенно расширяются при овладении языками, которым в настоящее время уделяется большое внимание в школе. И наконец, есть вопросы, ответы на которые ищет только человек, сам факт поиска этих ответов во многом определяет сущность человека. Это вопросы о том, как устроен окружающий нас мир, как возникла и как эволюционирует Вселенная. Возможность подумать об этом, взглянув на великолепие ночного звездного неба, дают нам знания астрономии. Именно такое понимание реальной жизни было свойственно В.А.Сухомлинскому, говорящему о необходимости получения всесторонних знаний в школе: «Уметь творчески мыслить, быть умным должен и будущий математик, и будущий тракторист. Ум должен давать счастье наслаждения культурными и эстетическими ценностями. Подлинное умственное воспитание ориентирует человека на жизнь во всей ее сложности, во всем богатстве. Если бы ум готовился только к узкопрофессиональному труду, жизнь была бы убогой, мрачной…»Как учитель физики, как гражданин не могу не акцентировать внимания на важности школьных знаний по физике, математике и другим точным наукам для молодежи современной России. На Гайдаровском форуме 12 января 2017 года А.Кудрин озвучил одну из ключевых проблем: «Мы встали перед проблемой технологического отставания России от мира. Причем это, на мой взгляд, самый серьезный вызов, который перед нами стоит в ближайшие 10-15 лет». Очевидно, что решение этой проблемы невозможно без поколения, для которого интеграл, фулерены, сублимация и кванты не набор слов, определения которых их заставляли зачем-то учить в школе, а понятия, знание которых позволит им ответить на вызов, брошенный России, совершив технологический прорыв, и заставит уже нового президента США повторить слова Дж.Кеннеди: «Космос мы проиграли русским за школьной партой», и Р.Рейгана: «Самое мощное оружие русских – это их образование». А мы, учителя, будем счастливы, что наши ученики, достигнув успеха в профессиональной сфере реальной жизни, будут готовы понимать Моцарта и восхищаться полотнами Айвазовского, а став, к примеру, выдающимся физиком, согласятся с А.Эйнштейном: «Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс».
Комментарии