Уроки физической культуры страдают рядом недостатков. Доцент В.П. Лукьяненко считает, что к ним относятся: – слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;- недостаточная нацеленность на создание условий для превращения учебного процесса в процесс физического самосовершенствования;- слабо выраженный мировоззренческий аспект физкультурных занятий;- низведение роли урока до средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии. Таким образом, существует противоречие между предлагаемыми для обязательного использования методами физического воспитания и потребностями формирующейся личности. Необходимо привести в соответствие цели и методы обучения физической культуре.
I «Организация и обеспечение условий для проявления самостоятельности» II «Стимулирование активности и творческой самостоятельности на уроке и во внеурочное время» способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к физическому совершенствованию стали потребностью каждого.
Для решения этой проблемы создана система преподавания физической культуры, направленная на воспитание творческой активности и самостоятельности учащихся на уроках физической культуры.
Система работы включает три основных момента:
1. Формирование приемов самостоятельного выполнения двигательных действий.
2. Организация и обеспечение условий для проявления самостоятельности.
3. Стимулирование активности и творческой самостоятельности на уроке и во внеурочное время.
Система строится на следующих основных принципах:
1. Сознательность и активность:
– формирование осмысленного отношения как к общей цели урока, так и к конкретным задачам и упражнениям;
– поощрение попыток анализировать и контролировать свою деятельность при выполнении физических упражнений;
– развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.
2. Индивидуализация:
– создание условий для самообразования;
– обучение умению учитывать особенности своего организма;
– обучение способам самосовершенствования.
3. Системность и целесообразность – четкое определение места и значения каждого вопроса, задания, блока упражнений в структуре урока и системе обучения.
Остановлюсь подробнее на системе работы.
I этап. «Формирование приемов самостоятельного выполнения двигательных действий»
Цель: обеспечение и стимулирование самостоятельности. Обучение приемам усложнения заданий. Осмысление двигательных действий.
В содержании обучения сохраняется весь перечень упражнений согласно требованиям комплексной программы. Объем двигательной активности не меняется. В то же время за счет усиления теоретического обоснования двигательных упражнений происходит углубление содержания.
На первом этапе дети учатся самостоятельности, но в полном смысле ее не имеют. Для истинного развития самостоятельности, когда ученик способен сам разрабатывать отличные от образца способы выполнения двигательных действий, дети должны понимать:
а) практическую значимость изучаемого двигательного действия или развиваемого физического качества. С этого мы начинаем работу. Школьники должны быть уверены в важности изучаемого упражнения. Например, на уроке говорится о ловкости, подчеркивается ее важность. Но это только один урок – штрих в большой работе, и, конечно, на следующих занятиях я вернусь к этой теме, мы с детьми будем искать доказательства важности этого физического качества. То есть на первый план встает задача формирования осознанной мотивации двигательных действий, начиная с простейших упражнений и заканчивая образом жизни;
б) смысл двигательных действий. Например, ученики пытаются найти закономерность в комплексе упражнений на развитие ловкости, вывести правила их подбора, самостоятельно создать новые движения. Так, шестиклассники придумывают упражнения с мячами, выбирают способ выполнения некоторых заданий эстафеты, вырабатывают пути усложнения простейших заданий;
в) закономерности порядка выполнения упражнений в комплексе или на уроке. Чем более самостоятельным путем школьники доходят до этих знаний, тем эффективнее их усвоение. Например, почему эстафета (переноска мяча на ракетке, бросок мячом в кеглю) стоит последней, я объясняю сам, но место разминочных упражнений в уроке, их назначение школьники обосновывают самостоятельно, доказывая их важность. Шестиклассники понимают, что игра «Колдун» в разминке – одна из разновидностей разминочного бега. На последующих уроках я объясняю, что, оказывается, игра учит ориентировке в пространстве, умению видеть площадку, а это необходимо в баскетболе.
С первой минуты урока я пытаюсь расположить ребят к себе, снять волнение, эмоционально раскрепостить. Если это удается, то наш диалог становится более продуктивным. Для меня очень важно, чтобы дети на уроке умели не только осознанно выполнять двигательные действия, но могли также четко, ясно, лаконично формулировать свои мысли и доносить их до других.
Методы работы на I этапе
Развитие самостоятельности и творческой активности школьников немыслимо, если занятия недостаточно эмоциональны. Поэтому на уроках отдается предпочтение игровому и соревновательному методам.
Школьник, освоивший программу по предмету «Физическая культура», должен уметь заниматься самостоятельно, используя освоенные двигательные умения и навыки. Эти занятия должны быть направлены на развитие физических качеств и улучшение здоровья. Одно из основных условий самостоятельных занятий – поэтапное формирование у детей теоретических знаний.
В основе организации учебного процесса лежит проблемный подход, подразумевающий разработку проблемных вопросов. Использование проблемных вопросов позволяет легко вводить большой объем теоретических знаний.
II этап. «Организация и обеспечение условий для проявления самостоятельности»
На этапе среднего школьного возраста (5-9-е классы) все знания для обучения самостоятельности классифицирую по темам:
– основы обучения двигательным действиям;
– анатомо-физиологические основы мышечной деятельности;
– основы гигиены физического воспитания, профилактика травматизма;
– психологические основы физической культуры;
– основы развития физических качеств;
– основы контроля и взаимоконтроля.
То есть за основу беру темы, рекомендованные «Образовательной программой для учащихся средней общеобразовательной школы» (1995г.).
Цели:
1. Выявление слабых и сильных сторон подготовки каждого учащегося и самооценка уровня физической подготовки.
2. Определение форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей дифференцированный подход.
Сохраняются весь перечень упражнений, согласно программе, и объем двигательной активности. Применяются игровой, соревновательный, проблемный методы.
На данном этапе дети имеют возможность проявить самостоятельность. Преимущественно использую групповую форму организации занятий. Принципы формирования групп различны и зависят от задач урока и особенностей конкретного класса. Самый примитивный – присутствие в каждой группе одного сильного в двигательном плане ученика. Следует признать, что формирование групп – один из наиболее сложных моментов в работе. Моя главная задача – помощь школьнику в объективной оценке своих сил. Если это удается, то обычно не возникает проблем с формированием групп и ученики имеют возможность проявить самостоятельность. При этом:
– каждый ученик получает индивидуальную задачу;
– у каждой группы – свой план работы;
– у ребят есть возможность выбора заданий.
III этап. «Стимулирование активности и творческой самостоятельности на уроке и во внеурочное время»
Цель: способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к физическому совершенствованию стали потребностью каждого.
Учащиеся выбирают любимые виды спорта и совершенствуются в них.
На данном этапе школьники желают и имеют возможность проявить самостоятельность.
Основные направления для самостоятельных занятий:
– комплексное развитие основных двигательных качеств;
– занятия физическими упражнениями вместе с товарищами;
– судейство соревнований.
Используется индивидуальная и групповая формы организации деятельности.
В результате:
– повышается интерес к предмету;
– в нашей школе физическая культура как учебный предмет заняла достойное место в ряду других дисциплин;
– 100% детей присутствуют на уроках. У нас нет проблем с посещением, так как ребята любят предмет. Дети, пришедшие после болезни или полностью освобожденные от двигательных занятий, участвуют на уроке в роли судей, ассистентов;
– повысилось внимание родителей к физическому воспитанию детей;
– учащиеся владеют специальными теоретическими знаниями, необходимыми для самостоятельных занятий физической культурой;
– на выпускных экзаменах по предмету в 9 и 11-м классах школьники демонстрируют высокий уровень знаний, с каждым годом растет число желающих сдавать экзамен по физической культуре;
– формируется устойчивая потребность в самостоятельных занятиях во внеурочное время или в школьных спортивных секциях, в городских ДЮСШ и клубах. Конечно, это не 100% школьников, но мы стремимся к этой цифре и близки к ней;
– школа занимает традиционно высокие места на городских соревнованиях. Причем мы достигаем успехов не путем отбора небольшой группы двигательно одаренных детей и усиленной их подготовки. «Сильные» ребята выявляются из множества занимающихся;
– с гордостью можно сказать, что в нашей школе в последние годы перестало расти число больных детей.
Каждый год выпускники, мои ученики, пополняют ряды студентов факультета физического воспитания педагогического университета, некоторые уже стали учителями. Встречаясь с ними иногда, я напоминаю ребятам, что главное направление нашего физкультурного образования определил еще великий русский педагог П.Ф. Лесгафт, сказав, что двигательная активность людей должна быть озарена мыслью.
Дмитрий Коленецкий, учитель физической культуры СШ №16 г. Вологды, участник конкурса «Учитель года России-1999»
Комментарии